Юбилейный, тридцатый, фестиваль “Виват кино России!” начал свою работу в первой постройке города на Заячьем острове, в Петропавловской крепости. Президент форума, актриса Светлана Крючкова, словно руководила залпом из знаменитой пушки на бастионе Нарышкина “Петропавловки”. Раскатистое праздничное “ура!” пронеслось над площадью перед бастионом. Прекрасный организационно-креативный ход! Посвящение 350-летию со дня рождения Петра Первого и строительству укреплений города под началом императора (1703). Эти две даты – именно в мае.
Атмосфера зрелища в крепости была полна строгой торжественности с историческим подтекстом. Здесь присутствовали и зрители, они слушали и видели актеров, исполнявших песни петербуржских композиторов из фильмов разных лет. От довоенных до недавних. Таков был подарок, в том числе, и экскурсантам, которые знакомились с ансамблем памятника, созданного под руководством архитектора Доменико Трезини (1706) и далее Христофором Минихом до окончания строительства в 1740 году.
Пресс-конференция в крепости собрала не только членов жюри нынешнего “Вивата…”, но и председателей кинематографических судейских команд за последние десять лет и тех, кто участвовал в становлении фестиваля.
Среди ведущих российских кинематографистов был и председатель Госкино РФ (1992–1999), легендарный руководитель кинопроцесса в непростые годы, всегда помогавший фестивалю, кинокритик, профессор ВГИКа Армен Николаевич Медведев. Его слова благодарности всей команде проекта во главе с Генеральным директором Людмилой Томской – сердечное признание того, что форум имел успех все тридцать лет. И создал огромный багаж показов и программ, мастер-классов и творческих встреч. Это имело значение не только для зрителей, а именно для них и создавался “Виват!..”, но и для всего творческого цеха.
Режиссер Вадим Абдрашитов, не раз участвовавший в фестивальной жизни, с нежностью, любовью, уважением выразил свое отношение к важности встреч с профессиональным сообществом, которое объединяет “Виват…”.
Тогда, в девяностые, в отсутствии кинопроката, проблемы испытывало и само кино. А бесплатные фестивальные кинопоказы – творческий подвиг прокатчиков. Как заметила Людмила Ивановна Томская: “Я была счастливым человеком! Мне тогда дали разрешение на сорок две картины и сказали: показывай!”
Кстати, проблемам нынешнего проката, который реально теряет прибыль из-за известных обстоятельств, был посвящен и “Круглый стол” на тему: “Кинорепертуар как зеркало, как увеличительное стекло и как диагноз”. Отличным модератором этого собрания в последние годы стал кинокритик, ведущий теле- и радиопрограмм и киногостиных не только в Москве – Александр Колбовский (см. с. 14-15).
И вот, за тридцать лет – 3 миллиона 380 тысяч зрителей, 400 фильмов. В нынешнем году на 63 киносеансах показали 55 картин. В общей сложности “Виват…” посетили 11297 зрителей. Эти цифры подтверждают интерес к отечественному кино, причем на большом экране.
Жюри возглавил один из талантливейших наших операторов, профессор ВГИКа, основатель Премии киноизобразительного искусства “Белый квадрат” Игорь Клебанов. Его коллеги по жюри: замечательная, с редкой индивидуальностью актриса театра и кино Елена Панова (“Граница. Таежный роман”, “Метро”, “Дурак”); сценарист популярного сериала “Бандитский Петербург“ и не только, писатель, журналист Андрей Константинов; режиссер театра и кино, в частности, нескольких серий “Бандитского Петербурга” и “Агента национальной безопасности”, Владислав Фурманов; актер театра и кино, телеведущий Михаил Мамаев. Члены этого жюри приняли решение взвешенно, ответственно и без резкого расхождения. Иногда бывает и по-другому.
Наконец, программа конкурсных фильмов. Их было восемь. Выбраны они, как всегда, отборочной комиссией под председательством кинокритика Ирины Павловой, а также отборщиками Борисом Уриным и Ириной Сошниковой. Разные ленты – по жанрам и по времени рассказанных в них историй. И, конечно, в майские дни – о Великой Отечественной войне, современных войнах, офицерах, их семьях, разведке в тылу врага. А в этом году еще и о младших, только-только познающих военную профессию, – поучительные “Нахимовцы” (режиссер Олег Штром, автор многих фильмов и сериалов, продюсеры Юрий Обухов и Алексей Рязанцев, “Каро Продакшн”).
Актеры Сергей Гармаш и Андрей Мерзликин (капитан Логинов) в “Нахимовцах” играют военных моряков. Им по плечу “и мундир, и фрак, и ватник”. Именитые исполнители привлекут особое внимание к фильму. Продюсеры – опытные профессионалы с большим стажем и в производстве, и в прокате. Дебютанты-актеры – братья-близнецы Даниил и Никита Ходуновы (по фильму – сыновья Логинова) из Петербурга. Даже в первых работах (сериалы “Мосгаз. Дело №8: Западня”, “Военная полиция”) довольно уверенно работают рядом с мастерами. А Василиса Шакунова (их подруга по фильму) уже далеко не дебютантка. Молодая обаятельная актриса, дочь известных питерских актеров Ильи Шакунова и Анны Дюковой, с детских лет на сцене питерского ТЮЗа, играла в театре “За Черной речкой” в спектакле “Над пропастью во ржи”.
“Нахимовцы”, картина энергичная по монтажу и сюжету, правда, есть в ней драматургические “впадины”, невнятности некоторых эпизодов. Картина о “перевоспитании” двух предприимчивых братьев, которых отправили в Нахимовское училище, ибо они уже в юные годы, в школе, занялись опасным бизнесом: надували “грязным” газом воздушные шары и вместе с подельниками продавали их детям. Фильм “для семейного просмотра”. В сегодняшней ситуации проката вполне найдет своих поклонников.
8 декабря 1941 года, во время тяжелых и кровопролитных боев с противником на подступах к Москве, руководители страны по приказу Сталина совершили тайный облет столицы с иконой Божией Матери «Тихвинская». В это же время были разрешены службы в храмах. Героиня фильма “Мария. Спасти Москву” (режиссер Вера Сторожева, продюсеры Наталья Иванова, Константин Ёлкин, Максим Рогальский. Продюсерский Центр “Хорошо продакшн”, РВВ Филм, Наше кино) – лейтенант Мария Петрова.
В разведцентре Мария получает приказ доставить в Москву икону с оккупированной территории. Эта стойкая, пережившая много испытаний молодая женщина (актриса Мария Луговая) выполняет задание. Но теряет разведчиков своего подразделения – их играют Артур Смольянинов и Илья Малаков. Актеры вместе с партнершей выражают не только личностные объемы ролей, но и характеры персонажей тех страшных лет.
Режиссер Вера Сторожева тщательно относится к воспроизведению изображения времени в разных локациях. И лица персонажей “подтягивает” ко всему их облику. Так было, например, в сериале “Шифр” (2019). Как точны действующие лица послевоенного времени. В рассматриваемом фильме художник Сергей Филенко и оператор Михаил Искандаров тщательно воссоздают строения и помещения, детали и предметы быта. Их работа осуществлялась в сохранившихся домах-“развалинах” Ростова Великого.
И еще… Понятна намеренная невнятность образа Сталина, как бы потустороннего человека. И в противовес – Матронушка, за занавеской, неконкретная, отвечает каждому. Мифическое, нереальное, волшебное спасение ею людей. Стояли к ней часами…
Жаль, что фильм “Мария. Спасти Москву” не был отмечен жюри ни в одной номинации. Впрочем, как и фильм “Совесть”, вполне достойный внимания. Ему было вручено несколько наград на Шанхайском международном кинофестивале. “Золотой кубок” – “За выдающиеся художественные достижения” (режиссер Алексей Козлов, продюсеры Алексей Козлов, Аркадий Фатеев, Елена Громова, Антон Дементьев, “АНО Контакт”). “Золотой кубок” – “За лучший сценарий” (Алексей Козлов, Петр Смирнов). “Золотой кубок” – “За лучшую операторскую работу” (Вячеслав Тюрин).
“Совесть” – стильная авторская лента с новым для нас талантливым актером Владиславом Комаровым в главной роли – заворожила черно-белым изображением, передававшим атмосферу начала двадцатых годов прошлого века. Неизвестные актеры выбраны для фильма с завидной точностью.
Сюжет “Совести” развивается в Петрограде. Следователь и преподаватель права Борис Летуш бессилен перед окружающим его беззаконием. Он занимается частным расследованием убийства своего брата. Конфликт с системой, игнорирующей право, приводит героя к необходимости самому нарушить закон… Жюри, вероятно, посчитало, что картина не будет иметь зрительского успеха. Возможен и такой вариант.
А вот триумф на “Вивате!..” режиссеров, братьев Александра Котта и Владимира Котта, очевиден! Здесь нет “разделительной линии”, как заметила Ирина Павлова, между зрителями и критиками. Границы стерты.
“Непослушник” (“Мего Дистрибьюшн”. Продюсер Георгий Малков) Владимира Котта получил три награды. Гран-при, Приз за режиссуру, Приз лучшему актеру всей программы, исполнителю главной роли Виктору Хориняку, хорошо известному и взрослым, и детям по киносказкам. Режиссер комментировал успех фильма – и зрительский, и кассовый – с улыбкой: “Я, наконец, показал своим детям то, чем я занимаюсь. Мои авторские фильмы были им неизвестны”.
Комедия “Непослушник”, охватывающая добрым юмором разные зрительские слои, да еще и окрашенная лирическим сюжетом, наполнена творческим обаянием и чувством жанра.
…Блогер-пранкер Дима укрывается от полиции за розыгрыши в Сети. Находит место, где его не найдут. Изобретательный человек! В небольшом провинциальном монастыре выдает себя за друга детства – послушника. В церкви, где послушник служит, он обидел верующих, снимал там пранк.
При монастыре проходили практику девушки-студентки художественного колледжа, и Дима встретил свою настоящую любовь (актриса Таисия Вилкова). Безусловно, Дима нашел правильный путь. Без нравоучений, сам все понял. Закон жанра соблюден. Все актеры объединены единым способом существования, ритм схвачен ловко, пульсирует жизнь. В роли настоятеля монастыря – Юрий Кузнецов, как всегда органичен и правдив, у него юмор особенный. Зал хохотал и замолкал, чувствуя искренность, происходящего на экране.
В прошлом году авторский, личный фильм режиссера Владимира Котта “Конец фильма” (снят совсем малым, очень малым бюджетом) получил Приз прессы фестиваля “Виват кино России!”. В “Непослушнике” Владимир Котт открывается не только для зрителя, но и для себя: “Я не верил, что нам удастся найти подходящий объект для съемок. Единственным выходом было ездить по всем уголкам нашей Родины и искать то самое место. Когда мы приехали в село Васильевское, я понял, что нашел его. Его красные, полуразрушенные стены, природа вокруг – все настолько вдохновляло, что нам даже не пришлось ничего доделывать, придумывать. Не было необходимости искусственно создавать атмосферу. Это монастырь из нашей истории”.
Александр Котт удостоен приза “За лучший сериал” в номинации “Народный рейтинг“. Зрители выбрали отличный материал. Это “Седьмая симфония” – об исполнении произведения Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде.
Сериал “Седьмая симфония” (продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Алексей Гуськов) – история, пронизанная трагическими событиями. Одна из лучших картин на телеканале “Россия1”. В нее вложен большой труд – и постановочно-производственный, и творческий.
9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг (его сыграл Алексей Гуськов). В актерском ансамбле собраны исполнители, создавшие, на мой взгляд, незабываемые образы: Виктория Толстоганова, Борис Смолкин, Наталия Рогожкина, Тимофей Трибунцев.
Можно поздравить Александра Котта и Владимира Котта с удачей на фестивале, который дарит зрителям разнообразный репертуар и незабываемые встречи!
НАГРАДЫ 30-ГО ФЕСТИВАЛЯ “ВИВАТ КИНО РОССИИ!” В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
“Народный рейтинг» традиционно проводится совместно с еженедельником “Панорама ТВ”.
Лучшая актриса в отечественном сериале, по мнению читателей “Панорамы”, – Елена ПАНОВА («Спросите медсестру»); лучший актер – Алексей ГУСЬКОВ («Седьмая симфония»); лучший сериал – «СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ», режиссер Александр Котт.
Специальный приз дирекции кинофестиваля “За создание впечатляющей галереи женских образов на экране” – актрисе Ларисе ЛУЖИНОЙ, уроженке Ленинграда, блокаднице.
Приз зрительских симпатий – «УЧЕНОСТИ ПЛОДЫ», режиссер Игорь Угольников.
Гран-при – «НЕПОСЛУШНИК», режиссер Владимир Котт.
Приз за лучшую режиссуру – Владимиру КОТТУ («Непослушник»).
Приз за лучшую операторскую работу – Александру НОСОВСКОМУ («Отель»).
Приз за лучшую женскую роль – Анастасии КЕРБЕНГЕН («Учености плоды»).
Приз за лучшую мужскую роль – Виктору ХОРИНЯКУ («Непослушник»).
Приз прессы – “ОТЕЛЬ”, режиссер Александр Балуев.
УЧРЕДИТЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ “ВИВАТ КИНО РОССИИ!”
Министерство культуры РФ, Союз кинематографистов РФ, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, “Петербург-кино”.
Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена»
№ 11 за 2022 год.