Гуляя по сцене жизни

Фото В.ПЛАТОНОВА
Фото В.ПЛАТОНОВА

Премьера моноспектакля Василия Куралёва по мотивам чеховской “Чайки” и вечных актерских метаний о пропавшей жизни прошла в лофте, снятом на один вечер, – а не в Театре Теней, где исполнитель работает артистом, билетером и капельдинером, как написано на его визитке, она же и программка.

На маленьком бумажном прямоугольнике уместилось все, что хотели сказать зрителям создатели постановки: в осуществлении проекта автору идеи и текста, актеру Василию Куралёву помогали режиссер Лариса Волкова, автор видео и, по совместительству, худрук театра Виктор Платонов и куратор Алексей Гончаренко.

На визитке с одной стороны написано название спектакля: “I’m Сорин”. С другой – данные Василия Куралёва, артиста, билетера, а также Треплева, Тригорина, nobody, как указано через запятую после гардеробщика – вместе с телефоном его агента (впрочем, это может оказаться и его собственный номер). Откуда там взяться агенту, думаешь уже минут через пять после начала монолога молодого, харизматичного, обаятельного и техничного артиста, которому удача – пока – не сочла нужным улыбнуться и отсыпать, скажем, роль в сериале.

В толстовке с логотипом Театра Теней, точно такой, что на билетерах и администраторах, вместе с которыми он только что на входе встречал зрителей (мимо него ты только что прошла, даже не посмотрев в его сторону, – понимаешь это уже на спектакле), Куралёв сидит за столом и рассказывает про свою жизнь. Про то, как в театре объявили лабораторию по поиску новых форм в искусстве, и он решил поучаствовать с пьесой “Чайка”. Про то, что актерской зарплаты не хватает, и потому подрабатывает в администрации. Про то, что снимает квартиру пополам с соседкой, которая просилась пожить месяц, а живет уже год и еще одну соседку привела, и та теперь достает его по утрам и вечерам писклявым голосом и неуместными вопросами. Ни дать, ни взять та самая Маша, которая всегда ходит в черном, всегда не вовремя и всегда некстати. Рассказывает про то, что где-то живет Нина, которую он любит. Но она далеко. И сюда ее привезти невозможно, ведь у нее там друзья и дела. И звучит песня “Оставь меня одну” Просто Леры, песню Куралёв лихо проживает и отлично по-актерски показывает, подливая себе вина в мятый бумажный стаканчик. И того, что пьет уже больше года, с начала пандемии, он тоже не скрывает. Говорит, что всю его жизнь можно описать в сослагательном наклонении, рассказав про человека, который хотел жениться и не женился, хотел стать литератором и красиво говорить, а говорит нескладно… Совсем как Сорин.

Постепенно пьянея, герой встает из-за стола и принимается гулять по сцене, по пьесе, по ролям, по эпизодам своей жизни. Его мысль скачет с одного на другое, но это одно вполне логично к тому, другому, прицепляется. Вот он размышляет о том, как же могла Нина в “Чайке” ответить на признание ей в любви междометием “Тсс!”, причем дважды: в начале пьесы и в финале, да еще бросить вполне пошляческое: “Когда я стану большою актрисой, приезжайте взглянуть на меня”. И тут же рассказывает эпизод из своей студенческой жизни: как танцевали, запершись в аудитории, его однокурсницы, думая, что на них не смотрят, как легки и воздушны были, и как мгновенно превратились в совершеннейших фурий, едва заметив его в дверях. И укротить их можно было только этим самым “Тсссс!”.

В рассказе и манере Куралёва есть что-то от Евгения Гришковца, но не сегодняшнего, заматеревшего и обремененного сединами, деньгами и былой славой, а того, который в самом конце 90-х впервые в Москве играл “Как я съел собаку” в одной из комнат Театра Армии. Того, в кого влюбилась тогда театральная Москва. Персонаж Куралёва – с его двадцатью двумя несчастьями, незадачливой жизнью и нескладной судьбой в театре – о ней он повествует словами Тригорина – вызывает желание помочь ему стать успешным. Потому что актер Василий Куралёв очень хороший, и это становится все очевиднее с каждой сценой его моноспектакля, который он придумал, не дожидаясь, пока кто-то придет и возьмет его актерскую жизнь в свои руки. И – кто знает? – может на одном из показов и окажется человек, который позвонит по телефону “агента” и предложит даже не шоу в утреннем эфире и не роль в сериале, а большую драматическую роль в театре или в кино. Потому что Василий Куралёв этого достоин, а театр – это то место, где все-таки случаются чудеса.

Катерина АНТОНОВА

«Экран и сцена»
№ 8 за 2022 год.