Фильмы-вопросы. Кто даст ответ?

Кадр из фильма “Третья волна”
Кадр из фильма “Третья волна”

С 31 марта по 7 апреля в Москве должен был состояться XV Международный фестиваль документального кино “Артдокфест”. Не состоялся. И не технические причины тому виной – на фестиваль опять наехали…

Однако фильмы одной из конкурсных программ “Артдокфеста” – “АртдокСеть”, второй по значению конкурсной программы – можно было посмотреть онлайн. 21 документальный фильм выложили в Сеть, в открытый доступ. Расскажем о трех из них.

“ТРЕТЬЯ ВОЛНА”. Режиссер и оператор Константин Селин.

…Бегом по больничной лестнице, перепрыгивая через ступеньки, чтобы успеть. Успеть спасти человека. Вернуть его к жизни. И резкая команда: реанимационный набор. В этот раз пациента удалось спасти. Но однажды возвращения не произошло, как ни старались врачи. Остановка сердца. И страшно стало, когда на экране появилась длинная прямая линия…

 “Красная зона” Красноярской краевой клинической больницы. Корпус, где разместили ковидных больных, подлежал сносу, и буквально за три месяца до того, как его должны были снести, началась пандемия, и здесь организовали реанимационное отделение. Построен этот корпус в 1942 году, в нем спасали раненых бойцов, а теперь он оказался на второй войне.

Константин Селин снимал свой фильм в июне 2021-го, в разгар ковида. Он провел в краевой клинической больнице несколько дней. На экране – приемное отделение, палаты, коридоры, где тоже лежали больные. Пациенты и врачи, каждый их шаг, каждое движение.

В городском автобусе пассажирам напоминают о соблюдении дистанции, дезинфекции, масках, но не до всех, похоже, доходит. Как и призывы к вакцинации…

Вот диалог доктора и пациента:

– Вы привиты?

– Нет.

И снова:

– Вы привиты?

– Нет.

А по коридору больницы санитары, тоже бегом, везут в реанимацию на каталке пациента. А в конце смены врачи даже не в силах снять с себя защитное облачение.

В одном из интервью режиссер сказал: “Меня поразило состояние войны, поразило то, что внутри ковид-госпиталя все происходит, как во время боевых действий: все живут по регламенту, носят форму и выполняют свой долг. И к этому невозможно привыкнуть, как невозможно привыкнуть к тому, что здесь умирают люди”.

Восемнадцать минут длится фильм. Это восемнадцать минут боли, тревоги, ожидания, сомнений, отчаяния и надежды.

“ЛИГА МИГРАНТОВ”. Режиссер Алексей Смольянинов.

Они не только строят дороги, дома, московское метро, не только торгуют на рынках, не только работают в магазинах, не только развозят продукты, не только убирают дворы и улицы. Они еще играют в футбол. Всерьез. Об этой малоизвестной странице из жизни столичных мигрантов – документальный фильм Алексея Смольянинова.

По официальным данным на 2019 год Россия занимала второе место в Европе и четвертое место в мире по количеству мигрантов – более 11 миллионов человек. В Москву с целью трудоустройства ежегодно прибывают до 2 миллионов.

Для мигрантов был организован специальный футбольный турнир “KG-Лига”. Сначала для тех, кто приехал из Кыргызстана. Затем он стал международным и собрал около двух тысяч человек. Любительский турнир, в котором участвуют и профессионалы.

Среди участников турнира – молодые люди, у кого-то дома остались семьи, которым надо помогать. Вот несколько действующих лиц этой истории.

Кадр из фильма “Кандидатка в президентки”
Кадр из фильма “Кандидатка в президентки”

Нурддин Умаров из Узбекистана. Учится на футбольного тренера. Зарабатывает покраской автомобилей в автосервисе. Живет в гараже. Тренируется по индивидуальному плану: гаражные крыши для него – вместо спортзала. Каждое утро носится по крышам. “Надо как-то крутиться-вертеться. Кудель-мудель, порог-морог. Бегаю-мегаю, разминки-мазминки, кроссы-мроссы”.

Нигериец Адемубити Олувафеми приехал в Россию в 1998 году. Учился в майкопском институте на математическом факультете. Хотел работать учителем в школе, но в России для иностранца это оказалось проблемой. Занимается репетиторством, подтягивает детей по математике, одновременно – тренер по футболу, имеет тренерскую лицензию UEFA.

Рамиль Сабиров – из Кыргызстана. Учится заочно на предпринимателя, работает в Госдуме – регистрирует письма и заявления граждан. А мечта одна – быть профессиональным футболистом.

Для Асвара Магомедова из Дагестана карьера профессионального футболиста – в прошлом. Травма и много других причин. Но порой не отказывает себе в удовольствии выйти на поле. Имеет в Москве свой бизнес. Однажды на улице на него вышли скинхеды. Вспоминает: “Пошел в неравный бой и оказался в больнице”…

Игроки на поле, забывшие в один момент о жизненных трудностях, проблемах, заботах. Их объединил один мяч и страстное желание победы. Это фильм о “неожиданном футболе”.

“КАНДИДАТКА В ПРЕЗИДЕНТКИ”. Режиссер Анна Немзер.

– Вдруг произошла такая ситуация, и вы выбраны на высший пост в государстве. С чего бы вы начали?

– Разумеется, с формирования команды. Контроль над силовиками, прежде всего, вы знаете, кто смещал женщин-президентов в разных странах… Контроль над спецслужбами. Ядерная кнопка… Вся лирика потом…

Из интервью Галины Васильевны Старовойтовой.

Ученый-этнограф, народный депутат СССР, депутат Госдумы, возможный министр обороны, советник президента, возможный кандидат в президенты. Легенда политики 90-х.

20 ноября 1998 года ее убили в подъезде дома, где она жила. Ей было 52 года. Кому она помешала? Кому мог помешать человек, который стремился изменить к лучшему страну, изменить жизнь в стране к лучшему, хотел соблюдения законов; человек, взломавший целую систему… Она была женщиной в политике среди мужчин. Говорила иным, не “политбюрошным” языком. Призывала к объединению демократических сил, к реформе КГБ, боролась с коррупцией. Она вообще была другой.

Этот фильм, построенный на архивных материалах (большая часть из них предоставлена авторам помощником Галины Васильевны, Русланом Линьковым) не только о Старовойтовой, он еще о времени, в котором многим из нас довелось жить. 80-е – 90-е…

Убийство Галины Васильевны Старовойтовой – одно из первых заказных политических убийств в России. Следствие по этому делу идет до сих пор. Его хотели закрыть, но по настоянию семьи и решению Конституционного суда оно было открыто вновь. Закрытая часть традиционна – заказчик.

В закрытом формате прошло награждение призеров конкурсной программы “АртдокСеть”:

Гран-при – фильму “СТРАНА В ИЗГНАНИИ” Марии Борзуновой и Дарьи Мериновой

Приз за лучшую режиссерскую работу – Анне НЕМЗЕР за фильм “КАНДИДАТКА В ПРЕЗИДЕНТКИ”

Специальный приз жюри – “ТРЕТЬЯ ВОЛНА” Константина Селина

Специальное упоминание жюри – “КАРЕТА ПОДАНА” Максима Пахомова

А в Риге была показана основная конкурсная программа XV Международного фестиваля документального кино “Артдокфест” и названы победители:

Гран-при – “ОСТРОВ” Светланы Родиной и Лорана Ступа (Швейцария)

Специальный приз жюри – “ЖИЗНЬ ИВАННЫ ЯПТУНЭ” Ренато Боррайо Серрано (Россия/Норвегия/Финляндия/Эстония)

Приз за лучшую режиссерскую работу – Елене ЖИГАЕВОЙ за фильм “БАБИЙ КРАЙ” (Россия)

Специальное упоминание жюри – “МАРА” Саши Кулак (Франция/Грузия); “КОГДА ЦВЕТЫ НЕ МОЛЧАТ” Андрея Кутило (Польша); “BEYOND THE WHITE” Евгения Калачихина (Германия)

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 8 за 2022 год.