Ушел из жизни Валентин Иосифович Гафт (2 сентября 1935–12 декабря 2020)
Сыграть пьесу Эдмона Ростана ему так и не привелось, но зато в ленкомовском спектакле «Мольер», а затем и в телеспектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова и в постановке Анатолия Эфроса он сыграл одну из самых ярких своих ролей, роль страстного и очень опасного дуэлянта-убийцы. Играл яростно, выглядел устрашающе, но и завораживающе, отчасти выпадая из более спокойной и лишь внутренне напряженной атмосферы эфросовской утонченной постановки. В нем, Валентине Гафте, жило это стремление вырваться куда-то: из определенного амплуа, из актерской профессии и даже из своей человеческой судьбы – судьбы мрачно-саркастического наблюдателя всего того, что происходит в искусстве и прежде всего в театре. Отсюда его остроумные, нередко убийственно остроумные эпиграммы. Но быть только лишь блистательным эпиграммистом, эпиграммистом-дуэлянтом, Гафт не захотел, да и не стал им. Его лира знала и патетику, и лирику, и взволнованность, и даже благодарность. В стихотворении «Театр» он объяснился в любви своему актерскому ремеслу, а стихотворение «Фуэте» посвятил восхищавшей его балерине Екатерине Максимовой. Большой актер, он был незаурядным поэтом, и конечно, тень Сирано до Бержерака, тоже саркастического гения и тоже артистичного выдумщика-вольнодумца, незримо сопровождала все роли Валентина Гафта и на театральной сцене, и на киноэкране.
Вадим ГАЕВСКИЙ
«Экран и сцена»
12 декабря 2020 года.