Многостраничная книга Анастасии Архиповой и Екатерины Неклюдовой “Эпоха сериалов”, вышедшая в издательстве “Рипол-классик”, – на редкость содержательное исследование, оригинальное по методологии и актуальное по теме. Имея в виду широту взглядов авторов, книгу можно назвать примером большой филологии, филологии большого стиля. Она включает в себя аспекты культурологии, психоанализа и социо-логии, некий нерасторжимый и естественный тройственный союз, являю-щийся вполне современным – если не единственно современным – типом гуманитарного исследования, плодотворным принципом современной науки, анализирующей современное популярное искусство.
Но, конечно, самое актуальное в книге – ее тема. “Эпоха сериалов” – так книга названа, и так авторы, весьма точно и весьма смело, называют время, в котором мы все оказались. И зрители сериалов, их верные почитатели, и ненавистники сериалов, их непримиримые враги, – все должны считаться с тем, что привычный телеэкран и тоже уже привычный компьютерный экран создали некую новую историческую реальность. А лучше сказать, новое “компьютерное” сознание. И формируют это новое сознание не только образы или ситуации сериалов, но даже сама технология компьютера, вся система вербальных обозначений компьютерных действий, весь набор специфических слов и технических понятий. Рождается новая современная эстетика, даже современная поэзия, основанная на компьютерной терминологии, терминологии сериальной.
В более широком смысле можно сказать, что книга Архиповой и Неклюдовой на новой основе продолжает научную традицию, возникшую в среде гуманитариев Германии, Франции, а потом и у нас во второй половине XX века. Решался вопрос о свободном и, главным образом, несвободном сознании обычного человека. В те годы самый популярный – и достаточно хорошо известный в нашей стране – француз Ролан Барт (начинавший, кстати сказать, как театральный критик) искал и находил основание пленного человеческого сознания в моде, всяческой моде, и бытовой, и художественной, и лексической. Верный своему левонастроенному мировоззрению, Барт бросал моде насмешливый и недобрый вызов. Наши авторы, Архипова и Неклюдова, далеки от левых настроений, и предмет их работы другой – сериалы. Они пишут не о зле сериалов, а о мифологии сериалов, именно сериалы для них творят современный миф, и в центре – мифологический герой: Шерлок. Не Шерлок Холмс, но Шерлок.
Тут надо сказать, что обе исследовательницы окончили РГГУ и учились там на античной кафедре. Этот факт, конечно, многое объясняет в их совместном труде – и эрудицию, и древнегреческие аналогии, и устремление к мифу. Шерлок – отчасти такой же персонаж, как Ахилл или Одиссей. Но они подчинялись богам, богиням или неуловимой Ананке, властительнице неотвратимой судьбы, а Шерлок вынужден подчиняться изобретательным и остроумным английским сценаристам.
Возвращаясь к книге “Эпоха сериалов” не лишне отметить, что ее отличают элегантность, вообще говоря, естественная для женского пера, и мощь, женскому перу далеко не всегда присущая.
Вадим ГАЕВСКИЙ
«Экран и сцена»
№ 15 за 2020 год.