Ах, как тебе родиться подфартило –
Почти одновременно со страной!
Ты прожил с нею все, что с нею было.
Скажи еще спасибо, что живой.
В. Высоцкий
30 сентября 1917 года у России появился Юрий Петрович Любимов. Вместе со страной он пережил советскую эпоху, весь сложный XX век и вступил в век XXI. В 1964 году, после открытия обновленного Театра драмы и комедии на Таганке, Любимов на ряд десятилетий сделался властителем дум поклонников театрального искусства, кумиром нескольких поколений.
Биография Юрия Любимова сама по себе достойна театральной постановки. От участия в военные годы в Ансамбле песни и пляски НКВД0, съемок в “Кубанских казаках” до постановки “Доброго человека из Сезуана” Бертольта Брехта, создания легендарного театра, работы на Западе и лишения советского гражданства. В годы своего изгнания Любимов работает в Англии, Австрии, США и Италии; по приглашению Ингмара Бергмана ставит “Пир во время чумы” и “Мастера и Маргариту” на сцене Королевского драматического театра в Стокгольме. Оперные спектакли Любимова с блеском идут на лучших мировых площадках: Ла Скала, Гранд Опера, Ковент-Гарден, Арена-стейдж в Вашингтоне, Государственная опера в Штутгарте.
В 1988 году Юрий Любимов триумфально возвращается в Москву и восстанавливает запрещенные ранее спектакли – пушкинский “Борис Годунов”, “Владимир Высоцкий”, “Жи-вой” по Борису Можаеву, выпускает следом “Пир во время чумы” по “Маленьким трагедиям” Пушкина. Он вновь становится художественным руководителем театра на Таганке и работает здесь до 2011 года, пока не уходит со своего поста из-за конфликта с труппой, “по собственному желанию”.
Кажется, что все, что ни делает Любимов, – на сцене ли, в жизни ли – он делает исключительно “по собственному желанию”. “Не уступать обстоятельствам, не поступаться своими жизненными принципами ради стандартных норм, несмотря на трудности, твердо верить в свой путь”, – говорит Любимов. Так и в творчестве – его почерк Мастера не спутаешь ни с каким другим. В историю театра навсегда вошел его рабочий фонарик, регулярно вспыхивающий из глубины темного зрительного зала, и стал настоящей легендой (зеленый свет – неплохо играют, красный – Мастер готов покинуть зрительный зал), фонарик, так мешавший европейской публике, что режиссер был вынужден руководить спектаклем из-за кулис.
Особое внимание Любимов всегда уделяет музыкальной части постановок, вводя в спектакли музыку таких композиторов, как Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Владимир Мартынов и другие.
Мастер воспитал целое поколение талантливых артистов. В постановках Юрия Любимова свои лучшие театральные роли сыграли Алла Демидова, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Лео-нид Филатов, Наталия Сайко, Николай Губенко, Иван Бортник. Среди его актеров, конечно, особое место занимает Владимир Высоцкий, с которым Любимова связывают долгие годы напряженной работы, близкой дружбы, почти отеческой любви. Гордится своими творческими связями с Юрием Петровичем Любимовым и Римас Туминас, который, будучи художественным руководителем театра имени Евг. Вахтангова, в прошлом сезоне пригласил режиссера поставить на сцене театра “Бесов” Ф.М.Достоевского.
Свой 95-летний юбилей Юрий Любимов отпраздновал именно на Вахтанговской сцене, где более семидесяти лет назад начинал творческий – актерский – путь. Впереди у режиссера Большой театр, премьера оперы “Князь Игорь” Александра Бородина, и вековой юбилей, который он несомненно проведет в зрительном зале с неизменным фонариком, своей “дирижерской палочкой”, в руках.
Мария ГОРДЕЕВА
«Экран и сцена» № 19 за 2012 год.