Все будет хорошо!

Игорь Яцко у памятника Ю.П.Киселеву. Фото В.СТОРОЖЕВАИдея всероссийского фестиваля “Колесо” родилась в Кабинете театров для детей и молодежи СТД РФ в содружестве с РАМТом. Каждый год режиссеры и директора отправляются в путешествие, цель которого познакомиться с репертуаром одного из ТЮЗов страны, чтобы понять не только направление поисков конкретного коллектива, но и обсудить проблемы, общие для театров, работающих для юной аудитории.

 

В этом году “Колесо” объединилось с Форумом-фестивалем “Век детства”, чтобы отпраздновать важное событие – столетие знаменитого саратовского ТЮЗа имени Ю.П.Киселева. “Лучшее празднество – творчество”, – говорил на открытии юбилейных торжеств художественный руководитель театра Юрий Петрович Ошеров.

Именно поэтому первый день фестиваля посвятили работе лаборатории “Четвертая высота” под руководством Олега Лоевского. Режиссерам предложили сделать эскизы по любимым произведениям Мастера, чье имя носит театр. Названия были связаны с легендарными постановками Ю.П.Киселева.

Публика, которую посадили на планшет сцены, оказалась на кораблике, отплывающем из Стокгольма вместе с героями повести Астрид Линдгрен “Мы на острове Сальткрока”. Молодой режиссер Виктория Печерникова рисковала больше всех. Ведь поставленные Киселевым в 1979 году “Колбаска, Боцман и другие” вошли в историю как любимейший спектакль саратовской детворы нескольких поколений. Печерникова отважно взяла в работу 17 артистов и попыталась рассказать историю по-своему. Завертелся поворотный круг, вовлекая в действие семью Мелькерсонов – чудаковатого папашу и его четверых детей. На незнакомом острове их ожидают любовь и новые друзья. В эскизе пока еще только брезжит взаимопонимание ансамбля (возможно, сказалась некоторая рыхлость инсценировки), но среди достоинств работы – верно найденный стиль повести Линдгрен, ее юмор и особая атмосфера мира счастливого детства, похожего на сказку. Среди актерских удач следует назвать Чёрвен-Колбаску (Кристина Топчева) и Стину (Ольга Лысенко), добрейшего сенбернара Боцмана (Михаил Третьяков) и, конечно, очаровательную Фру Шёблум – Светлану Лаврентьеву (когда-то с оглушительным успехом игравшую главную героиню Колбаску).

Через три часа на Малой сцене нас ждал эскиз “Вечного мужа” (режиссер Галина Бызгу). Спектакль по рассказу Ф.М.Достоевского (постановка 1988 года, позднее восстановленная Юрием Ошеровым, исполнителем роли Трусоцкого) стал одним из долгожителей репертуара ТЮЗа, участником множества отечественных и зарубежных фестивалей. Галина Бызгу сумела заразить актеров своим пониманием сложнейшего материала. Трудно представить себе, что слаженный дуэт Алексея Чернышова-Вельчанининова и Антона Щедрина-Трусоцкого – результат всего лишь пятидневной работы. Пока их точно проработанные диалоги уступают чересчур бытовым массовым сценам. Но лаборатория – это проба, тем более, когда режиссер берется за творение классика.

Отличной кодой “Четвертой высоты” оказался эскиз Кирилла Сбитнева по пьесе В.С.Розова “С вечера до полудня”. Режиссер и артисты за короткий срок сумели создать готовый спектакль, поставленный и сыгранный с филигранной тщательностью. Сбитнев сосредотачивает все внимание на тончайших отношениях между персонажами. Несчастливая семья Жарковых, где все любят и жалеют друг друга, с вечера до полудня прощается со всеми своими иллюзиями. Прекрасно играет Жаркова-старшего Юрий Ошеров. Эксцентрика, гротеск особенно остро проявляют трагизм героя. Его писатель мог бы воскликнуть, как чеховский дядя Ваня: “пропала жизнь!”. Чеховские мотивы сильны в спектакле, где каждая роль прожита и прочувствована. Замечательны работы Ирины Протасовой (Нина) и Алексея Ротачкова (Ким).Сцена из спектакля “С вечера до полудня”. Фото В.СТОРОЖЕВА

“Четвертая высота” – одна из старейших лабораторий (нынешняя по счету четырнадцатая). Предыдущая загодя готовилась к столетию театра. Используя документы, воспоминания, драматурги писали пьесы, сюжет которых был посвящен истории ТЮЗа. Два эскиза превратились в спектакли и вошли в юбилейную программу.

Главной темой трехдневного марафона стала летопись: она оживала в музее театра, где экскурсию для гостей вел сам Ю.П.Ошеров, свидетель и участник главных событий истории, в новых экспозициях в фойе. Там автор выставки и художник Ольга Колесникова увлекательно рассказывала о костюмах к старым спектаклям.

Моментом зарождения первого “Бесплатного для детей пролетариата и крестьян советского драматического школьного театра имени вождя рабоче-крестьянской революции В.И.Ленина” принято считать 4 октября 1918 года. Тогда юному зрителю показали “Синюю птицу”. Однако очень скоро артистов призвали в Красную армию. Шла Гражданская война. Подлинная же история театра (получившего статус ТЮЗа в 1930-м) как уникального коллектива началась в 1943 году, когда его возглавил Юрий Петрович Киселев.

“Есть такое церковное понятие – окормление души. Вот этим и занимался Киселев, – рутинно, с достоинством, не оглядываясь по сторонам. Он российского масштаба фигура. Он – деятель, он собиратель, человек, обогнавший время”, – говорил о Юрии Петровиче Олег Павлович Табаков.

Саратовский ТЮЗ – театр с программой, которую его художественный руководитель проводил более 50 лет. Он считал, что детский театр “начинается с педагогики, знания мира ребенка, его законов. Но театр – не педсовет. Его задача: разбудить детское сердце для добра. В наш суровый, жестокий век театр может научить (говоря словами Сухомлинского) благородному активному труду сострадания”.

Забегая вперед скажем, что юбилейное торжество по праву стало оммажем Ю.П.Киселеву. В последний день состоялось открытие памятника рядом с театром, которое собрало множество людей. Среди тех, кто пришел на площадь перед театром, можно было видеть дочь Юрия Петровича Марию Юрьевну, артистов, когда-то игравших на его сцене – Сергея Пускепалиса и Игоря Яцко.

Завершался юбилей спектаклем “Переход” режиссера Талгата Баталова и драматурга Марины Крапивиной. Те, кто видел прошлогодний эскиз на Малой сцене, волновались. Одно дело – камерное пространство, и совсем другое – большая сцена, переполненный зал.

Художник Наталья Чернова и видеохудожник Дмитрий Соболев делят сцену на несколько сегментов. Центральный сегмент – игровой. Там, сменяя друг друга, проносятся эпизоды прошлого. Они поставлены режиссером как кадры послереволюционных фильмов. Постепенно экспрессия зрелища (о первом периоде театра мы знаем очень мало) уступает место реальному повествованию: появлению в Саратове Юрия Петровича Киселева, его непростым отношениям с городскими властями. Однако главный сюжет связан с формированием труппы. На экранах – прекрасные лица актеров и актрис, учеников и учениц Киселева. Важная тема посвящена прославленным травести ТЮЗа – Доре Курляндской, Серафиме Фоминой, Валентине Немцовой.

Теплой и трогательной стала сцена комсомольской свадьбы Юрия Ошерова и Светланы Лаврентьевой. Ее венчал выход на авансцену художественного руководителя театра и его супруги. Они с большим юмором комментировали эпизод.

Эклектика режиссерских приемов оказалась вполне уместной в жанре юбилейного действа, где вполне органично монтировались сцены, сыгранные актерами, и видеоматериалы с выступлениями Ю.П.Киселева, В.С.Розова и Е.В.Миронова.

В финале на подмостки вышли артисты театра (и те, кто в нем работал в разные годы), работники цехов и, конечно, руководящий состав. Во главе ТЮЗа – триумвират: худрук Юрий Ошеров, молодой, деятельный директор Анатолий Барсуков и главный режиссер Алексей Логачев, за три года завоевавший доверие труппы.

Театр верен своей истории, помнит о прошлом. Что ждет его в будущем? На этот вопрос пытается ответить еще один спектакль, специально подготовленный к юбилею.

Автор пьесы “Все будет хорошо” Ирина Васьковская использует технику вербатим. Текст соткан из монологов, размышлений реальных свидетелей судьбы театра в разные годы. Тех, кто прожил в нем долгую жизнь, и тех, кто пришел сюда недавно. Режиссер Илья Ротенберг, как кажется, пошел по верному пути. Он отказался от логики документального жанра, представив героев как чуть шаржированных театральных персонажей. Старая актриса с пахитоской, нелепый парень в гольфах со скрипочкой из детства, шагнувший в артисты на роли подростков, юная Мальвина в панталончиках, некто в цилиндре с набеленным лицом, фрик в шапочке с заячьими ушами – пестрая компания. Она олицетворяет любой театр: в каждом свои человеческие комедии и драмы. Сквозь мишуру, клубы пудры, забавные детали (Юрий Петрович Киселев называл актеров деточками) особенно резко проявляются трагические моменты: уход лидера, пожар старого здания, конфликты поколений, раскол внутри коллектива. История театра рассказана бесстрашно, и в этом желании не скрывать правду явственно ощущается залог будущего, обозначенного в названии.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

  • Игорь Яцко у памятника Ю.П.Киселеву
  • Сцена из спектакля “С вечера до полудня”

Фото В.СТОРОЖЕВА

«Экран и сцена»
№ 20 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email