На дальней станции сойду

Сцена из дуэта “Прелюд” Софьи Лыткиной. Фото С.ГУТНИКАЮбилейная “Dance-платформа” в Екатеринбургском театре оперы и балета, прошедшая в нынешнем сентябре в пятый раз, располагает к разговору об эффекте накопления. С одной стороны, Константин Кейхель и Константин Семенов, удачно проявившие себя на предыдущих “Dance-платформах”, появились сейчас уже не в качестве участников лаборатории, а в статусе guest-хореографов. Специально для юбилейного гала-концерта они поставили номера на артистов Екатеринбурга и московской труппы “Новый балет”. С другой стороны, молодые ребята, пробующие себя не только в Екатеринбурге, но время от времени показывающиеся на других площадках, в такого рода стабильном проекте осознают длительность маршрута, их ожидающего, – это не останавливает, а вдохновляет. Потому они и возвращаются сюда по второму и даже третьему разу.

“Платформа танца”, она же “уральский workshop”, – название, думается, выбрано не случайно. Платформа-полустанок встречается как раз на большом пути. К тому же, платформа-тротуар давно стала символом стрит-данс, что напрямую апеллирует к открытости екатеринбургских мастерских. А еще слово “платформа” ассоциируется с устойчивостью стопы или пуантов. Название объясняет, казалось бы, очевидный замысел взращивания новых балетмейстерских кадров, но сверхзадача заключена в обновлении российского танца в целом.

В ежегодном движении “здесь и сейчас” в уральском индустриальном городе заинтересован непосредственно худрук “Dance-платформы” Вячеслав Самодуров. Это единственная лаборатория из всех сегодня существующих, которую возглавляет человек, сам активно сочиняющий. И его заинтересованность в голосах более молодых коллег неформальна. Потому финальный гала-концерт – не просто вечер, для которого выкраивается время и находится сцена (в рамках ли фестиваля или малая экспериментальная площадка), но принципиальный для стационарного театра проект, поддерживаемый Фондом “Евразия балет”.

Для “Dance-платформы”-2016 жюри отобрало девять участников: Константин Матулевский, Степан Косыгин, Павел Глухов, Артемий Беляков, Илья Живой, Софья Лыткина, Игорь Булыцын, Константин Хлебников, Кирилл Радев. Соответственно, было создано девять миниатюр продолжительностью до восьми минут каждая, с минимумом декораций, костюмов, реквизита. Известно: чтобы создать концентрированную и законченную лаконичную композицию, нужно обладать особым даром. И здесь наблюдалась основная сложность делающих первые шаги сочинителей-хореографов: либо ярко начинают и вязнут, не полностью развивая заданный пластический лейтмотив; либо заканчивают эффектным – порой юмористическим – жестом, единственно запоминающимся. Что же оказывается в приоритете у начинающих авторов? – у многих заметна тяга к черно-белому контрасту и к диагональному световому лучу.

Юбилейный размах мероприятию придала образовательная программа, проходившая в Ельцин-центре и собравшая всех екатеринбургских интеллектуалов: лекции на актуальные темы в современном музыкальном театре прочли теоретик балета Павел Гершензон и гендиректор (с нынешнего сезона) Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Антон Гетьман. Выход из герметичного пространства репетиционного зала и сцены-коробки совершили и сами участники: пообщаться с ними могли все, кто пришел в тот же Ельцин-центр.

Главным же результатом, практически бонусом, “Dance-платформы” должна стать возможность создания новой постановки для репертуара Екатеринбургского театра оперы и балета. Такой шанс получает лидер, если он выявляется на очередной мастерской. За четыре предыдущих года право поставить спектакль получил один Константин Кейхель – его одноактный балет “Вакансия” вошел в репертуар. Уже известно, что кому-то из девяти молодых ребят пятой “платформы” поступит аналогичное предложение, и имя постановщика определится в течение октября. Ставлю на двоих, выстреливших абсолютно завершенными композициями – Илья Живой и Софья Лыткина. Кто-то из них, на мой взгляд, получит ангажемент в этом сезоне.

Илья Живой – артист Мариинского театра и человек более опытный по сравнению с начинающим балетмейстером-девушкой. Он поставил четыре балета в рамках петербургской мастерской в Мариинке, и его дебют остался в памяти. Три следующих балета он задумывал в разных стилистиках, что тоже не может не радовать. “Мечтатель” – пластическое и музыкальное ностальжи, в котором все сошлось: емкая хореография, музыка наваждений Кирилла Рихтера, написанная специально для этого проекта, истаивающий дуэт недавних Ромео и Джульетты Екатерины Сапоговой и Александра Меркушева. Сцена из дуэта Мечтатель” Ильи Живого. Фото С.ГУТНИКА

О Софье Лыткиной, артистке балета, пока еще студентке балетмейстерского курса Вагановской Академии, заговорили после прошлогодней “Dance-платформы”. Весной ее появление в рамках возобновленной Молодежной балетной программы Большого театра оставило яркое впечатление.  У нее, танцовщицы из глубинки, нет того опыта, какой есть у Живого, исполняющего постановки современных мировых хореографов, тем более удивительны ее пластическая самобытность и индивидуальное видение. Ее номера с незамысловатыми названиями отличает острое ощущение новизны. “Прелюд” на музыку Рахманинова – тоже дуэт, как и у Живого, только женский: музыка и слушательница, ветер и дождь, пуанты и полупальцы. В начале – абстрактная геометрическая поза у балерины Ларисы Люшиной и раскованный полет у танцовщицы Елены Сафоновой. К финалу в дуэте-эхе они придут к синхронности, точнее, к созвучию друг друга, когда балерина радостно скинет с ног пуанты и вдруг по-детски задиристо обнаженной стопой прильнет к уху партнерши.

Нельзя не заметить и еще одну профессиональную работу – квартет Кирилла Радева, хотя в его “Silentium, op. 135” больше претенциозности, чем изюминки.

Справедливости ради отметим, что в прошлом сезоне первая хореографическая мастерская в Музыкальном театре К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко открыла ранее не известного нам немецкого хореографа с русскими корнями: Анд-рея Кайдановского с сюрреалистической постановкой в духе немецкого танц-театра “Чай или кофе”. После успеха в прессу мгновенно проникла информация, будто ему предложат постановку в наступившем сезоне, однако, в планах московского театра она не значится. Самые герметичные и самые стойкие “Творческие мастерские молодых хореографов” в рамках фестиваля “Мариинский” запустились полгода спустя, в 2012 году, после “Dance-платформы”. Но в Петербурге эта институция – закрытая, в отличие от открытости региональной. И в чисто цеховом смысле екатеринбургские мастерские честнее и прозрачнее. Работа там идет в строгих условиях: миниатюры создаются на артистов театра в течение двух недель; привезти с собой знакомых артистов нельзя; перенести свою постановку, созданную в другом месте под видом новой редакции, также не пройдет.

Подчеркнем, что с екатеринбургской “Dance-платформы” начинается отсчет “второй волны” российских мастерских (учитывая тот факт, что сам ее руководитель вышел из мастерской Большого первого созыва 2000-х годов). Самому же Вячеславу Самодурову, мощно зарядившему своих артистов в начале сезона, предстоят две новые работы – “Снежная королева” у себя в театре и “Поцелуй феи” в Пермском театре оперы и балета.

Варвара ВЯЗОВКИНА

Сцены из дуэтов “Прелюд” Софьи Лыткиной и «Мечтатель” Ильи Живого. Фото С.ГУТНИКА

«Экран и сцена»
№ 19 за 2016 год.