Спасибо за рыбу

Кадр из фильма “В поисках Дори”“В поисках Дори”. Режиссер Эндрю Стентон

Мультфильм производства студии Pixar “В поисках Немо”, снятый Эндрю Стентоном тринадцать лет назад, получил “Оскар” и стал одним из самых кассовых мультиков в истории кино.

Конечно же, зрители-дети и зрители-взрослые пересматривали его по несколько раз, следя за тем, как маленький Немо, оранжевая рыбка с недоразвитым плавником, попадает в руки дайвера, а потом – в его аквариум. А папа Немо, вдовец Марлин (его жену съела барракуда), в отчаянии бросается на поиски, встречает акул, попадает в скопище ядовитых медуз, оказывается во чреве кита, и в конце концов пересекает океан и находит своего сына. Нежная, трогательная, веселая история о том, насколько живому существу нужны семья и друзья, покорила всех.

Эндрю Стентон умеет делать нежные и трогательные вещи – он писал сценарий для “Истории игрушек”, продюсировал “Рататуй” и “Вверх” и, наконец, снял “ВАЛЛ-И”.

А еще у него такое милое выражение лица, что как-то сразу хочется верить, что он не расчетливо нажимает на хорошо известные точки в зрительских душах, а просто сам так же чувствует, о том же мечтает. Например, о том, чтобы аквариумные рыбы получили свободу – в детстве Эндрю ходил к зубному врачу, у которого в приемной стоял большой аквариум с тропическими рыбами, и о них мальчик придумывал разные истории. В это трудно поверить, но часто Стентон по доброй воле шел к дантисту, чтобы до и после того, как врач использует все свои холодные и острые инструменты, посмотреть на рыбок.

Зная это, лучше понимаешь, отчего режиссер через тринадцать лет снова вернулся к морской теме. И снова подошел к ней тщательно: если для работы над фильмом о Немо все члены съемочной группы в обязательном порядке занимались дайвингом, то в этот раз они наблюдали за рыбами в настоящем Калифорнийском океанариуме.

Среди российских знаменитостей есть один человек, которого тоже никак нельзя заподозрить в расчете и хладнокровии, и, взглянув на него, любой моментально поймет, что это человек по-настоящему добрый и хороший. Это Николай Дроздов. И то, что в сиквеле фильма “В поисках Немо” звучит его голос, очень правильно.

Николай Николаевич озвучивает радиогида в большом океанариуме и Институте морской жизни, которые находятся в Калифорнии. Он рассказывает о том, с какой любовью и деликатностью сотрудники института относятся к рыбам – сперва находят, потом лечат, потом выпускают на волю. В институте живет, например, белуха Бейли, утратившая способность к эхолокации. Китовая акула Судьба с проблемами ориентирования постоянно бьется головой о стены своего бассейна. Осьминог Хэнк, потерявший в океане одну из своих конечностей, был подлечен и вот-вот снова окажется в родной стихии.

Но Хэнку, социофобу и скептику, туда не хочется, больше всего он мечтает тихо сидеть в аквариуме в полном одиночестве. Однако его все равно заставят выбрать свободу и превратят в педагога, преподающего основы морской жизни маленьким рыбкам и крабикам. А сделает это главная героиня фильма – Дори, сине-желтая рыба с официальным названием “голубой хирург“.

Мы хорошо помним Дори по фильму о приключениях Немо – она там выступала в амплуа “тридцать три несчастья”: то ей в кровь разбивали нос, то она попадала в лапы голодных олушей, то путалась в рыболовной сети, а главное – путалась в показаниях и моментально забывала все, о чем ей только что рассказали.

И вот Эндрю Стентон спустя тринадцать лет решил вернуться к беспамятной рыбке и показать спрятанную за ее назойливостью и бестолковостью трагедию.

Бесконечно любящие, заботливые родители (всем бы детям с особенностями – таких маму и папу) ласково и весело учат крошечную Дори справляться с жизнью. Сочиняют ей песенки-правила, которые она запоминает с большим трудом, выкладывают ракушками дорожку к дому, чтобы можно было ориентироваться по ней, репетируют фразу: “Я Дори, и у меня проблемы с кратковременной памятью. Вы можете мне помочь?” Мама иногда плачет по ночам, повторяя: “А если что-то случится? Как она будет одна?”, а папа ее утешает.

Однажды с Дори происходит то, чего так боялись родители – она теряется. Какое-то время просит проплывающих мимо рыб ей помочь, а потом короткая память становится ее спасением: сперва она забывает, чему ее учили родители, а потом – что они вообще были. Комичность и нелепость синей рыбки оборачиваются другой стороной – ей нужны забота, внимание и терпение, а не равнодушное: “Смотри, куда плывешь”. К счастью для Дори, Марлин и Немо становятся для нее чем-то вроде семьи и по мере сил приглядывают за ней. И когда Дори, у которой все же случаются проблески воспоминаний, понимает, что скучает по своим родителям и хочет их найти. Отец с сыном после некоторых колебаний решают сопроводить ее через океан – в тот самый Калифорнийский океанариум, где Николай Дроздов рассказывает про рыб, потому что Дори родилась и провела свое детство именно там.

По пути наука родителей Дори приносит свои плоды – сине-желтая рыбка и ее оранжевые друзья просят о помощи, и им помогают, и никто не отказывает. Трудно сделать захватывающую сказочную историю, где нет злодея-антагониста, но это так – в фильме Стентона отсутствуют отрицательные персонажи, съесть рыбок никто не мечтает, изловить – тоже. Пожалуй, на роль антагониста можно предложить особенность Дори, с которой она активно сражается, стараясь что-то вспомнить или запомнить, часто небезуспешно.

Но гораздо чаще Дори корит себя за свою особенность, обвиняет в потере родителей, боится, что не сможет справиться – и все ее метания и переживания показаны очень честно и горько, без непременного намека на то, что в финале рыбка чудесным образом исцелится. Нет, этого не произойдет, как не происходит и в реальной жизни. И когда Дори переплывает по трубам из одного отделения океанариума в другое, путает повороты и теряется в темно-серой мути, за нее страшно так, как если бы этот фильм был не анимационным, а художественным или вовсе документальным.

Когда мы смотрим хорошие мультфильмы, то на время становимся детьми, чувствительными и уязвимыми. “В поисках Дори” может поразить в самое сердце тремя сценами.

Первая та, где рыбка заблудилась в трубах, вторая – дерзкое похищение фуры с аквариумами (Дори – штурман, за рулем осьминог) и невероятный, головокружительный полет машины с крутого берега в море. Третья, где и слезы могут навернуться – рыбка узнает, что все те годы, пока она жила в беспамятстве, ее родители каждый день собирали ракушки и выкладывали все новые и новые тропинки к их жилищу, чтобы дочка, увидев их, смогла вспомнить место, где когда-то жила.

Однако светлыми зрительскими слезами Эндрю Стентон свой фильм заканчивать не желает – отыскавшаяся дочь сообщает маме и папе, что вынуждена их покинуть, чтобы спасти своих друзей, которых увезли в фуре на выставку в далекий Кливленд. Говорит теми же словами, которыми объясняла Марлину и Немо, что должна искать родителей: “Я сейчас поняла, что по ним скучаю” – и тут же начинает действовать. Поскольку, помимо тревоги и чувства вины, в Дори присутствуют энергичность, авантюризм и готовность отдать жизнь за тех, кого она любит – чего в этом фильме делать, к счастью, не приходится, и из зала выходишь размякший и счастливый.

Но остается одна заноза – судьба осьминога Хэнка. Он намекает Дори, что не хочет в океан: слишком много пришлось ему в этом океане пережить, а никаких подробностей за этим не следует. И на финальных титрах Хэнк с морской полянки, переполненной любознательными рыбешками, опять перемещается в океанариум, заставляя гадать – сбежал ли он с педагогической стези в уютную пещеру собственного разума или нет? И как все-таки потерял ногу?

Стентон слишком грамотный режиссер, чтобы обозначить героя, а потом оставить загадку. Так что истории “В поисках Хэнка” не миновать – и это, конечно, отлично.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 12 за 2016 год.