Тридцать девять лет и ни на один день больше

16-1_5Юлия Борисова окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина в 1949 году, но уже с 1947 выходила на сцену Театра имени Евг. Вахтангова. Сыграла десятки выдающихся ролей, многие из которых запечатлены не только в памяти зрителей, но и на пленке – в виде телеспектаклей. Среди постановок, в которых она участвовала – непременно в главных ролях: “Заговор обреченных” (Магда) Н.Вирты, “Много шума из ничего” (Геро), “Два веронца” (Джулия), “Антоний и Клеопатра” (Клеопатра) У.Шекспира, “Отверженные” (Эпонина) и “Мария Тюдор” (Мария) В.Гюго, “На золотом дне” (Анисья Молокова) Д.Мамина-Сибиряка, “Город на заре” (Наташа), “Иркутская история” (Валька), “Двенадцатый час” (Анна) А.Арбузова, “Двое на качелях” (Гитель) У.Гибсона, “Насмешливое мое счастье” (Лика Мизинова) Л.Малюгина, “Леший” (Елена Андреевна) А.Чехова, “Варшавская мелодия” (Гелена) Л.Зорина, “Конармия” (Мария) И.Бабеля, “Виринея” (Виринея) Л.Сейфуллиной, “Миллионерша” (Эпифания) и “Милый лжец” (Стелла Патрик Кэмпбелл) Б.Шоу, “Принцесса Турандот” (Турандот) К.Гоцци, “Стакан воды” (королева Анна) Э.Скриба, “Без вины виноватые” (Кручинина) А.Островского.

Необычный, неповторимый голос Юлии Борисовой звучал в спектаклях самых разных режиссеров: Рубена Симонова, Евгения Симонова, Александры Ремизовой, Дины Андреевой, Александра Белинского, Петра Фоменко, Адольфа Шапиро, теперь он прочно вписан в постановки Римаса Туминаса. Казино вулкан играть онлайн бесплатно играть в казино на деньги

Юлия Борисова награждена практически всеми возможными советскими и российскими премиями и званиями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Сейчас Юлия Константиновна Борисова занята в двух спектаклях: “Пристань” (она появляется в образе мультимиллионерши Клары Цаханассьян – фрагмент из “Визита дамы” Ф.Дюрренматта) и “Евгений Онегин” (“Сон Татьяны”), оба в режиссуре художественного руководителя Вахтанговского театра Римаса Туминаса.

“Экран и сцена” восхищенно поздравляет актрису с впечатляющим юбилеем!

Еще совсем недавно можно было в известный час остановиться на Арбате напротив окон малого зала Вахтанговского театра и на одно мгновение стать свидетелем чудного видения. В одном из окон появлялась прекрасная дама в платье со шлейфом. Она взлетала на подоконник, поводила плечами в рукавах-буфф, взмахивала легкими занавесками и уносилась обратно. В сумерках это видение было особенно манящим – хотелось туда, за эти освещенные окна, туда, где заканчивался спектакль Петра Фоменко “Без вины виноватые” и где прекрасная дама – Юлия Борисова – только что умчалась кланяться.

Взлетать на подоконник, забираться в чемодан, нестись по залу в ритме канкана, взбегать на стойку буфета, с легкостью и легким вызовом делать кульбиты – и все это, давно отпраздновав и пятидесятилетие, и шестидесятилетие работы в театре… В Вахтанговском все молоды, особенно корифеи – у этого театра есть живительная сила, или магия какая-то в отношениях со временем – оно их не старит. Но тут уж совсем особый случай.

Сцена из спектакля “Пристань”. Фото В.МЯСНИКОВА

“Мне тридцать девять лет и ни на один день больше”, – говорила ее героиня Стелла Патрик Кэмпбелл в спектакле Адольфа Шапиро “Милый лжец”. Юлия Борисова обычно подкрепляла это отличным кувырком, причем в платье до пят (а это особое мастерство и ловкость). Цитата цитатой, но режиссеры, по им одним известным причинам, эту цифру учитывают. Никому не приходит в голову дать Борисовой в чистом виде возрастную роль. Она всегда была героиней – лирической, трагической, эксцентричной, величественной – она и сейчас ею остается, основательно и удивительно продлевая жизнь этому самому недолговечному амплуа. У Борисовой особые отношения с молодостью. Они друг друга не покидают. Юлия Константиновна всегда была значительно старше своих своевольных, чуть манерных, гордых и прелестнейших героинь, но кто бы мог об этом догадаться! Когда она нокаутировала персонажа Владимира Этуша – Адриана или вспрыгивала коленками на стол в “Миллионерше”, рискованно свешивалась с высокой декорации, чтобы подслушать, что ей там советует Адельма в “Принцессе Турандот”, или победоносно требовала стакан воды у мистера Мешема (“Стакан воды”).

И сейчас, когда она выходит на сцену – а у нее теперь два появления – одно спокойное и величественное – в “Онегине”, другое – эффектное, эпатажное в “Пристани” – это, прежде всего, появления красавицы, прекрасной дамы. Тонкой, стройной, таинственной. Глядя на которую, надо или не верить глазам своим или летоисчислению. Приняться за расчеты тут можно исключительно от восхищения.

Портретами этой красавицы, начиная с самых первых ее сезонов в театре, увешаны все зрительские фойе второго этажа.

“Евгений Онегин”. Поклоны. Фото Е.САЛЬТЕВСКОЙДаже если не знать, кто такая Юлия Борисова, – а это очень возможно, ведь у нее самая хрупкая известность – сугубо театральная (Борисова так и не открывает своей тайны, почему, сыграв – и как! – в фильмах “Идиот” и “Посол Советского Союза”, она не за что не соглашалась больше сниматься в кино) – здесь, среди премьерных ликов Анисий, Наташ, Валек, Павлин, Турандот, Эпифаний, Гелен, Лик, Клеопатр, королев Марий и Анн, завораживающих даже на фотографиях, – все становится ясно. Первая актриса. Долгое-долгое время – единственная первая актриса. Несколько десятков театральных сезонов, тех самых, которые теперь при любом упоминании этого времени в истории театра будут называться “борисовскими”, – это ее, всегда с блеском сыгранные, главные роли. Громкая слава театра тех лет – ее личный успех.

И еще одно. Совершенно исключительное. Твердый жизненный принцип, которому Юлия Борисова не изменила ни при каких веяниях времени – не появляться нигде и никогда, кроме как с блеском на театральной сцене.

И как прекрасно, что именно сейчас в ее театре работает режиссер, для которого явление артистов на сцене с блеском – основа репертуарной политики. Благодаря Римасу Туминасу мы скоро увидим Юлию Борисову в новом образе. Она репетирует, готовится к премьере. Что может быть лучше!

Майя ОДИНА
«Экран и сцена»
№ 5 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email