Совершеннолетие без пафоса

Кадр из мультфильма “За забором”
Кадр из мультфильма “За забором”

ЛАУРЕАТЫ XVIII МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ-ПРАКТИКУМА КИНОШКОЛ “КИНОПРОБА” В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

По решению жюри фестиваля Гран-при присужден фильму “СУХОПУТНЫЙ БРЮХОНОГИЙ МОЛЛЮСК”, Борис Веденский, Московская школа кино

Приз за лучший игровой дебют – “ПОСЛЕДНИЙ СВИСТОК”, Кароль Линдхолм, Польша

Приз за лучший неигровой дебют – “ИГРА”, Роман Ходель, Швейцария

Приз за лучший анимационный дебют – “ЗА ЗАБОРОМ”, Мария Коган-Лернер, Россия

Приз за лучший учебный анимационный фильм – “КРАСНЫЕ ТУФЛИ”, Анна Подскальская, Школа кино и телевидения драматических искусств (FAMU), Прага, Чехия

Приз за лучший учебный игровой фильм – “NEURIM”, Шейли Атари, Школа кино и телевидения Стива Тиша, Тель-Авив, Израиль

Приз за лучший учебный неигровой фильм – “ОДИН”, Екатерина Аликина, Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербург

Приз за лучший учебный неигровой фильм – “ХЭБЕРЛИХ”, Мориц Мюллер-Прайсер, Высшая школа кино и телевидения Мюнхена, Мюнхен, Германия

Лучший анимационный проект – “СЕСТРЫ”, Александра Гарайс, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург

Победитель питчинга: проект “ПТАХА”, Кристина Кеслер – приз 50 000 на реализацию проекта

Студенческое жюри фестиваля лучшим назвало фильм “МЫ РАСЦВЕТАЕМ”, Ким Юл-Хии, Сеульский институт искусств, Сеул Южная Корея

Приз зрительских симпатий – “БЕГСТВО”, Никита Попков, Россия

Приз за лучшую программу киношколы – Школа кино и телевидения драматических искусств (FAMU), Прага, Чехия

Вход на все мероприятия фестиваля, по традиции, был бесплатным, но на многие из них требовалась регистрация, а в связи с коронавирусными ограничениями, при входе на все площадки фестиваля зрители старше 18 лет были обязаны предъявлять QR-код о вакцинации в распечатанном или электронном виде и другие соответствующие документы.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов и гранта Росмолодежи.

Организаторы фестиваля: АНО “Д.К-Киноклуб”, Свердловская областная организация Союза кинематографистов России, УрГАХУ.

Поддержка: Польский культурный центр в Москве, Посольство Эстонии в Москве

…В последнюю ночь перед вылетом из Екатеринбурга автор фильма “За забором”, режиссер и художник-аниматор Мария Коган-Лернер, наша соотечественница, получившая приз “За лучший анимационный дебют”, посадила контурную фигуру наездницы, выполненную из мягкой проволоки, на скульптурного льва (у знаменитого Оперного театра города). Снимали это произведение ночью, любительски. К сожалению, по техническим причинам опубликовать его на странице “ЭС” невозможно. Друзья Марии надеются, что горожане не почтут за “вандализм” произведение талантливого автора. Это же словно “до свидания!” и фестивалю, и всем его участникам. И, конечно, творческая, искренняя благодарность всем, кто создал форум и поддерживал его. Подарок городу – хотя бы на некоторое время.

Жаль, что рядом не было известного в фестивальной (и не только) среде московского фотографа Юрия Феклистова, который обязательно воспользовался бы таким прекрасным моментом. Он работал на своем мастер-классе в городской галерее Екатеринбурга “Март”, на встрече в Ельцин Центре с почитателями его творчества. В свое время Феклистов увековечил принцессу Диану, посетившую Москву. Да и многих известных деятелей искусства, политики, театра и кино. Его снимки со строительства БАМа печатались в СМИ у нас и за рубежом.

В 1988 году Юрий был приглашен в журнал “Огонек”. Выпускник ВГИКа по специальности “оператор-журналист” Феклистов работал в “Комсомольской правде”. Его доброта и юмор привносят радость в общение с любым собеседником, а репортажам добавляют тонкости изображения и художественности.

Восемнадцать лет исполнилось уникальному Международному фестивалю-практикуму киношкол. Его карта учебных фильмов и дебютов по всем видам кинематографа вместила 26 стран. Заявок от молодых кинематографистов в этом году поступило более пятисот, для участия в конкурсной программе отобрано 137 картин. Как заметил ведущий церемоний открытия и закрытия, поэт, актер, сценарист и режиссер Вадим Жук: «Кинопроба в производстве фильмов всегда обстоятельно относится к составу исполнителей. Я участвовал много раз в таком процессе и снялся в двадцати, по-моему, фильмах. Здесь, в Екатеринбурге, имя фестиваля подразумевает своеобразную “пробу пера”, первый учебный опыт». Так оно и есть. В доверительной интонации Вадима Семеновича угадана атмосфера всего форума. Она же – в пронзительной остроте ремарок Жука, поддержанных молодыми участниками и мастерами. Спасибо за отсутствие пафоса!

Действительно, здесь учителя – не докладчики, а талантливые люди, наделенные яркими качествами, соучастники общего, коллективного дела. Здесь Президент – не хочет называть себя так, а между тем он Председатель Свердловской организации Союза кинематографистов России – режиссер Владимир Макеранец.

Бессменный директор фестиваля – философ и культуролог, член Экспертного совета Национальной премии кинокритики и кинопрессы “Белый слон”, доцент Уральского государственного университета Лилия Немченко. В перерывах между своими лекциями онлайн, с тщательным вниманием поддерживает всех гостей и участников. Лилия Михайловна буквально “ловит” любую организационную проблему.

Десятки волонтеров, студентов Уральского Государственного университета и Уральского Государственного архивно-художественного университета, выполняли работу на множестве мероприятий.

Исполнительный директор Татьяна Неверова и координаторы конкурсных и внеконкурсных программ Мария Басарина и Дарья Антипова; отборщики с качественным результатом представленных на форуме работ – Зоя Киреева, Андрей Кулик, Марина Чувайлова, Виктор Прокофьев, Павел Шведов. Все на первых местах по всем позициям!

Встречи и мастер-классы, лекции, предметные обсуждения, конференции как бы привычные, традиционные, однако совсем иные. В них подразумевается суть профессий разных видов кинематографа. И не только. “Место и голос: от глобальных тенденций к локальным практикам Другого в искусстве”. Это – в городе Верхняя Пижма, на площадке “Книги, кофе и другие измерения”.

В Екатеринбурге, в гимназии №8, “Лицее имени С.П.Дягилева” – лекция о современных фильмах о подростках. В Ельцин Центре и Доме кино – мастер-класс члена жюри игрового кино Натальи Дрозд “Как продюсеру усложнить себе задачу? Делаем альманах”.

Прошли показы-презентации фестивалей и студий из Армении, Португалии, Эстонии, Польши, Кыргызстана, Чехии. За пять дней состоялось более 30 онлайн и оффлайн-мероприятий. Конкурсные и внеконкурсные показы в Ельцин Центре и Доме кино посетили более 3000 зрителей.

Отмечу лекции наших коллег под рубрикой “Спецкурс”: кинокритика и культуролога Елены Стишовой, заведующей отделом отечественного кино в журнале “Искусство кино”, с метким названием “Конец критики и культурные окрестности. Новая культурная ситуация”. “Анатомия фестиваля” – лекция Полины Зуевой, директора Открытого Российского кинофестиваля “Кинотавр”. “Музыка в анимации” – журналиста, сценариста, режиссера, редактора Сергея Капкова. Программу классической анимации киностудии “Союзмульфильм” представлял кинокритик Павел Шведов. Перечисленные темы и названия лишь малая часть программы.

В 2004 году фестиваль начинался только как анимационный. Придуманная экранная озорная клякса, которая спешит появиться на буквах эмблемы, так и осталась его знаком. Продуктивным напоминанием о начале истории фестиваля. Теперь он работает с судьями четырех направлений.

Анимационное жюри представляли: Леонид ШМЕЛЬКОВ (Россия), художник, сценарист, режиссер, педагог (его фильмы удостоены многочисленных наград: “Остановка”, “Собачья площадка”, “Везуха”, “Мой личный лось”, “Очень одинокий петух”, “Грушепад”, “Лола живая картошка”, “Комната с видом на море”). Радостина НЕЙКОВА (Болгария), аниматор, иллюстратор детской литературы, проводит мастер-классы по необычным техникам анимации и воркшопы для детей в десятке стран. Зоя ТРОФИМОВА (Франция) работает как художник-постановщик с Юрием Черенковым, их фильмы – “Кот баюн”, “Никита Кожемяка”; разработала проект полнометражного фильма “Максимка”; участвовала в пяти полнометражных проектах студии Folimage, а также в сериалах других студий; в последние годы создала авторский фильм “Синий лев”. Михаил ТУМЕЛЯ (Республика Беларусь), режиссер-аниматор, художник, сценарист, с 1994 по 2005 год – ведущий популярной детской передачи “МультиКлуб” на Белорусском телевидении; доцент кафедры режиссуры телевидения и кино Белорусской академии искусств, преподаватель школы-студии “Шар” и Экспериментального молодежного объединения киностудии “Союзмультфильм”; призер зарубежных фестивалей.

Леонид Шмельков поделился впечатлениями о программе: «Мне все понравилось! Понравился поворот и обращение к разным видам кинематографа, ведь поначалу фестиваль создавался как анимационный. Все ветви связаны искусством кино. Здорово, что мы знакомимся с разными киношколами, это чрезвычайно полезно. Конечно “За забором” Марии Коган-Лернер зрелый фильм, справедливое общее решение. Новый, документальный, взгляд.

У Софьи Кендель отличная работа “День рождения Пишто”, вполне самостоятельный фильм, хотя и вошел в конкурс учебных работ.

Интересная программа во всех направлениях Школы кино и телевидения драматических искусств из Чехии. Фильмы этой программы с разными техниками: рисованные, кукольные, перекладка. В них, кстати, принимали участие и наши, российские, студенты. Поскольку я педагог, могу заключить, что несколько проб в студенческих работах вполне убедительны.

Сейчас стало больше школ анимации с серьезной методологией. Причем разной. Если наша Школа экономики инстаграмная, уральская Школа близка к классической. А есть метод, нацеленный на коммерческий подход. Во Франции, например, человек, который хочет заниматься нашим делом, выбирает то, что ему нравится. Во всех перечисленных направлениях. Прежде такой выбор не предоставлялся, я, например, поступал только в “Шар”».

Фильм “За забором” Марии Коган-Лернер – документальная анимация, основанная на дневнике Татьяны Внукевич-Багдасарян, которая до 35 лет жила в психоневрологическом интернате. Фильм состоит из серии новелл: “Щетка”, “Лекарство”, “Прогулка” и “Чай”, что дает возможность зрителю заглянуть за забор ПНИ и увидеть столкновения “маленького человека” с системой. Героиня, сама автор сценария Внукевич-Багдасарян, озвучивает свой текст. “Открытие” за забором другой жизни – ранит душу. Действительно, как пишет автор, “смесь тюрьмы и больницы”.

В лофте “Титры” на Свердловской киностудии разместилась Школа документальной анимации со своим проектом, под руководством Дины Годер, кино- и театрального критика, руководителя московского Большого фестиваля мультфильмов и Александра Родионова, драматурга, участника проекта “Документальный театр”, преподавателя драматургии и вербатима (документального театра) в Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.

Проект “АнимаДок” стал достойным внимания на фестивале. Кстати, сегодня студия творчески преображается. Новое руководство поднимает ее в прямом смысле. Надо отдать должное директору Свердловской киностудии Виктору Шадрину. А его первым замом стал режиссер и креативный продюсер Евгений Григорьев. Шадрин работал на руководящих должностях на екатеринбургских телеканалах. Потом он ушел в пиар и занял пост в управлении общественных связей Уральской геолого-металлургической компании. Григорьев же известен документальным фильмом «ПроРок» и отличным игровым дебютом “Подельники”. Он работает и ведущим программы “Наблюдатель” (разговоры о кино).

Как родилась идея этого интереснейшего направления и как оно развивается, рассказывает Дина Годер: «Я давно увлеклась “ТеатромДок”. И вот как-то Елена Гремина попросила меня прочитать лекцию по этой теме ее актерам и ученикам, потом Марина Разбежкина – ее ученикам. И затем Лена предложила помочь мне с анимацией. Тогда мы пригласили сценариста Александра Родионова и Женю Жаркову.

Концерт Алексея Айги на “Кинопробе”
Концерт Алексея Айги на “Кинопробе”

Поначалу по выходным собирались с людьми, которых интересовала эта тема. И ученицы Разбежкиной сделали документальный фильм с использованием анимации. Во Всеяжске, в 2017 году, возник Фестиваль документального кино “Рудник”. Там мы занимаемся в Школе – это своего рода творческий лагерь для молодых. И к нему прибавился раздел документальной анимации. Лена Гремина предложила мне тогда организовать такую же Школу. У нас образовалась сильная группа, куда входил и Юра Богуславский (Школа “Цех анимации”), который сделал фильм о своем отце таким же методом.

С Лилей Немченко мы познакомились в 1919 году. Я посоветовалась с нашими участниками, они меня поддержали. Надо же иметь базу, чтобы сделать фильм, – нужны помещение, столы, лампы, экран, проектор. Лилия Михайловна много для нас сделала. Мы занимались в комфортных условиях. Анна-Мария Черниговская из Петербурга в этот раз сделала фильм “Мы в домике” о путешествии со своим другом по разным странам. Он иностранец и не может жить в одной стране более трех месяцев, и они три года путешествовали с рюкзаками по всему миру.

А Оля Гречанова из Москвы сотворила историю “Дневник юного гусевода”. Про гусей, которых она в детстве поила-кормила, ухаживала за ними. А потом их использовали к столу… Так что Оля по сей день не ест мяса и так осталась с этой раной. Выполняла она живопись на покрытом картоне, красиво по колориту.

Ашот Мефодин, наш автор, снял “Дедушкин словарь”, милый и смешной фильм об армянском дедушке. Он был на фестивале “Рудник”. На Суздальском фестивале увидите еще наши работы, их после Екатеринбурга будут доделывать».

Жюри неигрового кино лучшим фильмом-дебютом выбрало “Игру” режиссера Романа Ходеля (Швейцария). Снята “Игра” длиннофокусным объективом, который позволил приблизить к нам болельщиков. Напряжение тренера и судей выглядит настолько выразительно и убедительно, что можно получить удовольствие, словно находясь на стадионе. Вот они без команд, в перерыве – острые замечания, берегут энергию для схватки. Тренер ест банан, пытаясь накопить энергию. Кто-то из близких тактично, понимая, что матч был не в пользу команды, не расспрашивает об ошибках игроков.

Не меньшее удовольствие почувствовать характеры людей на трибунах, их восприятие футбольного матча. Реакция трибун. Это трудное дело, тяжелая работа, но любимая. В этом преимущество профессии тренера. Отличный монтаж. Финал – пустой стадион. Тихий разговор за рулем автомобиля. Опустошенный матчем тренер. И рядом с ним как поддержка – родственник (или друг?), понимающий собеседника.

И совершенно другая, камерная, картина из учебного конкурса – “Один” (лучшая учебная работа, режиссер Екатерина Аликина, Российский государственный институт сценических искусств, СПб). Режиссер снимала пожилую супружескую пару в период болезни жены. И ее уход… Неспешно, короткие диалоги. Они прожили вместе 56 лет. Муж остается один. Выразительный план – он смотрит из окна, сверху, собираясь идти на похороны: соседи прощаются с женщиной. И вот муж один, все “прокручивает” назад. И все чаще смотрит в окно. Как жить с потерей близкого человека?..

Представим членов жюри конкурса неигрового кино. Борис КАРАДЖЕВ в течение многих лет сотрудничал с кинопроизводящими структурами и телеканалами, участвовал в международных документальных проектах, работал главным редактором РЦСДФ, руководитель мастерской документального кино во ВГИКе. Юрий ОБУХОВ – продюсер документальных и игровых фильмов; после окончания экономического факультета ВГИКа работал на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького; основатель и директор компании “Студия Кинопроба”; генеральный директор “КАРО-продакшн”. Ирэна ЛАНГЕМАН (Германия) окончила училище имени М.Щепкина; с 1990 по 1996 год – редактор телекомпании Deutche-Welle-TV; с 1996 года автор и режиссер фильмов, награжденных многочисленными международными призами – “Вундеркинды России” (2000), “Голос Лили Марлен” (2001), “Рублевка – дорога к счастью” (2007), “Конкуренты” (2010), “Поколение миллениум” (2019). Режиссер Евгений ГРИГОРЬЕВ, теперь, как замечено выше, заместитель директора Свердловской киностудии и креативный продюсер.

Довольно сильным был игровой конкурс. Особенно выделялись точностью выбранного жанра, сценариями, изображением и актерскими работами учебные кинопробы. Жюри работало под председательством режиссера, сценариста, актера Сергея УРСУЛЯКА, постановщика “Ликвидации” и “Тихого Дона”. В жюри вошли сценарист, режиссер Геннадий ОСТРОВСКИЙ, сотрудничавший с Сергеем Урсуляком (“Русский регтайм”, “Сочинение ко Дню Победы”), с Валерием Тодоровским (“Любовник”, “Мой сводный брат Франкенштейн”), Сергеем Дворцевым (“Тюльпан”, “Айка”); интересный режиссерский опыт Островского в сериале “Волк”. Актриса “Коляда-театра” Василина МАКОВЦЕВА работала в кино с режиссерами Сергеем Лозницей, Алексеем Федорченко, Ильей Хотиненко. Светлана ХОХРЯКОВА, кандидат искусствоведения, кинообозреватель газеты “Московский комсомолец”, лауреат журналистских премий, член Экспертного совета премии кинокритики и кинопрессы “Белый слон”, отборщик и составитель программ отечественных фестивалей, автор книг, посвященных людям театра и кино. Наталья ДРОЗД с 1998 года – в кинокомпании “СТВ”; в 2020-м основала компанию “Форест-Фильм”; продюсер более 14 полнометражных фильмов, большая часть которых снята в копродукции со странами Европы и СНГ.

Институт современного искусства (Москва) представил абсурдную комедию “Здесь жил и работал” (режиссер Алексей Красноцветов). Занятная история о том, как жители провинциального города увлеклись событием, связанным с мемориальной доской. Ее повесили довольно высоко, на уровне верхнего этажа, и читается на ней только название фильма. И так, и сяк приспосабливаются мужчины прочитать, кто же здесь жил и работал? Даже на кране, который водрузили на кузов грузовика, солнечные блики мешают узнать! Здесь, безусловно, выигрывает жанровый сценарий.

В программе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения была работа достаточно убедительная в изображении – черно-белая, тема связана с войной – “Ева просыпается” (режиссер Дарья Веревкина). Девочка (ее играет Софья Пагосян), оставшаяся одна в городе после бомбежки, не может разъединить реальность и сны. Ее отец (в костюме и образе вампира) во сне оберегает дочь. Дает надежду. Словно обрывок воспоминаний общения девочки и отца в игре, или когда-то прежде вдвоем прочитанной книги. Стильная графика и тщательность натурных съемок, по колориту близких кадрам хроники фронтового боя в фильме.

Другой опыт в той же программе – “Конструкция” Владимира Копцева, студента мастерской режиссера Александра Сокурова. Строитель-верхолаз, тренер детской группы по альпинизму, спускаясь вниз по стене здания, срывается. Свидетель трагедии – его девушка, и она целиком отдает себя уходу за молодым человеком. Но ответного чувства нет…

В финале “сиделка” радует героя, буквально “окутанного” стальной конструкцией для поддержки позвоночника, визитом его младших учеников. И покидает его дом… Социальная жесткость в “убитой” квартире с пьющими соседями и визитами матери ученика, которая якобы пытается узнать, будет ли тренер с ним заниматься (а на самом деле продолжить “знакомство”). Точная режиссура, типажи, изображение, углубляющее историю, – вселяют надежду в творческое будущее режиссера.

Что же касается Гран-призера фестиваля, “Сухопутного брюхоногого моллюска” режиссера Бориса Веденского (Московская школа кино), то это история достаточно невнятная. Моллюска, редкую экзотическую живность, держит в аквариуме герой картины – боец Росгвардии, влюбленный в активистку. И в одном из рейдов в ее квартире случайно находит наркотики. Но выручает свою девушку, вернее ее брата, скрыв от начальства случившееся. Начальство же узнает обо всем и настаивает, чтобы герой “подставил” активистов…

Несколько штампованный сюжет. При всей правде истории – она знакома по многим криминальным сериалам и фильмам. Главное – нравственный поступок владельца редкого моллюска неубедителен. Как он (владелец моллюска) оказался в Росгвардии? Откуда он – этот одинокий тихий паренек? В один поворот сюжета он стал неравнодушным, редким, как и моллюск. Хотя актеры эпизодов (офицеры Росгвардии) выбраны точно: без всяких реакций лица “охотников” на людей ради фальшивой доблести.

Второй год успешно работает на фестивале лаборатория “Кино-театр” под руководством Олега Лоевского, театрального критика, лауреата Международной премии К.С.Станиславского, премии Дягилева, кавалера французского ордена “За заслуги в искусстве и литературе”. За шесть дней молодые режиссеры создали эскизы спектаклей по известным киносценариям. Причем даже переводы источников выполнены носителями польского языка. Кто же они?

Режиссер Мачей Виктор (Виктор – фамилия) сотрудничает с театрами России и Польши, с фестивалем молодой драматургии “Любимовка”. Курирует цикл читок пьес “Новый взгляд – театр Европы” в Калининграде. Эскиз Мачея Виктора по киносценарию Кшиштофа Кесьлевского и Ежи Штура “Кинолюбитель” (фильм 1979 года, режиссер Кшиштоф Кесьлевский) поставлен на Малой сцене Екатеринбургского Театра юного зрителя. Инсценировку написала Мария Конторович. Режиссер выразил время социалистической Польши в минимализме безрадостного черного фона площадки (в дуэте с художником Артемом Хабибулиным, работавшем в “Коляда-театре”).

…На заводской окраине Кракова живет парень, который покупает любительскую кинокамеру, чтобы снимать свою маленькую дочь. А потом с интересом снимает и все вокруг. Но руководитель производства, заметив талантливый результат, делает из героя “личного секретаря” в угоду партийным начальникам, ломая тем самым ему жизнь…

Алексей Журавлев, артист ТЮЗа, передает этот жизненный перелом – от счастливого семьянина до растерявшегося человека. Рушится семья, да и сам герой разрушает себя. Фактура и пластика актера, этакого “ботаника” в очках, лишь подчеркивает объем роли. В этой работе одного из персонажей играет актер Екатеринбургского Театра драмы Борис Горштейн (в прошлом году пронзительно работал в эскизе режиссера Дмитрия Зимина по фильму Михаэля Ханеке “Любовь”). Актеры Виталий Краев, Степан Даниловых, Наталья Комарова и Дарья Грешнова вместе с коллегами создали настоящий ансамбль. Выразительно и мизансценически, и ритмически выстроил свое решение Мачей Виктор, выпускник Норвежской театральной школы.

Театральный эскиз по киносценарию Якуба Голдберга, Романа Полански и Ежи Сколимовского “Нож в воде” (1962), ранней работы Романа Полански в русле польской “новой волны”. Осуществил его тоже польский режиссер, Бениамин Коц, с артистами Каменск-Уральского театра драмы на площадке Ельцин Центра. Коц – выпускник магистратуры Центра имени В.Мейерхольда и Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова). Постановщик спектаклей в Александринском театре, в Театре имени Ленсовета, Театре наций, в “Современнике”.

…Обеспеченная пара из Варшавы – Анджей (Владимир Скрябин) и Кристина (Инга Матис) – по дороге на Мазурские озера, где они собираются провести уикэнд, подбирают молодого автостопщика (Дмитрий Зубарев). Анджей приглашает его провести с ними день на яхте, на озерах. И пытается использовать любую возможность и любой предлог, чтобы показать свое превосходство, опыт, зрелость. Напряжение нарастает, доходит до физического столкновения. Опасный поединок двух мужчин…

Спектакль “Нож в воде” поставлен в комнате, но в воздушной тональности (хорошо выверен свет на площадке). В предметах оснащения яхты и костюмах героев – путешествие на воде, казалось бы, в доброжелательной атмосфере. Но психологически напряженной, как и в фильме Полански. Все трое и режиссер учитывают эту задачу, не уходя от драматургического решения. В густом накале чувств понятно, что мужчины демонстрируют себя перед Кристиной. И этот подтекст ведет режиссер, передают актеры.

Бениамин Коц рассказал, что он вырос в районе Мазурских озер и заворожен темой воды и этой местностью. А стало быть, и фильмом Романа Полански.

Александр Плотников (Москва), окончивший Высшую школу сценических искусств имени Аркадия Райкина (мастерская Камы Гинкаса), номинирован на премию “Золотая Маска” (по итогам сезона 2020 – 2021). Он постановщик спектаклей в МТЮЗе, Ульяновском драматическом театре имени И.А.Гончарова, Красноярском Театре юного зрителя. Участник театральных лабораторий в Саратове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Пскове, Калининграде, Санкт-Петербурге.

На подмостках Музея “Литературная жизнь Урала ХХ века” Плотников поставил эскиз по киносценарию Карла Майера и Ганса Яновица “Кабинет доктора Калигари” (1920, режиссер Роберт Вине)). Это смелая инсценировка классического фильма ужасов немого кино. Персонажи фильма стали жертвами чудовищного эксперимента, задуманного и осуществленного неким доктором Калигари. Во времена течения экспрессионизма в искусстве Германии выражено крушение идеалов, иллюзий после ужасов Первой мировой войны.

Режиссер Роберт Вине отразил в кино изменение человеческого сознания. Что и делает Плотников за полупрозрачным полотнищем – на сцене актеры Герман Варфоломеев (Театр кукол) и Никита Кулешов. Как бы смытая реальность и установка на ужасы отсечения живого. Триллер. Детектив и страшное, сломанное сознание. Классика киноэкспрессионизма и артхауса – это и привлекло театрального режиссера. Немой фильм Роберта Вине с блестящей операторской работой притягивает формой и черно-белой графикой изображения. Сегодняшнее “туманное время” буквально схвачено и образами этого представления.

Эксперимент Театр и Кино состоялся. Он сложился из спектаклей разного стиля и формы. А идеи и платформы фестиваля “Кинопроба” с интересными творческими открытиями обязательно “пойдут в народ”! Совершеннолетие отметили без пафоса, в рабочем порядке.

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 1 за 2022 год.

Print Friendly, PDF & Email