Проект перформативных читок в Калининграде носит название “Новый взгляд – театр Европы” и продолжается третий год подряд. Его авторы – польский режиссер Мачей Виктор и ныне покойный художественный руководитель Калининградской драмы Михаил Андреев. По словам Мачея Виктора, “проект задумывался как ответ на ограниченные возможности театра”. Читаем – на прогнозируемость репертуарной политики, предопределенность сценического пространства, угасание зрительского интереса и на отсутствие этого интереса как такового у молодого поколения.
За три года, с 2019 по 2021, в Калининграде состоялись 5 читок. Их могло быть больше, если бы не пандемия (новый художественный руководитель Калининградской драмы Александр Федоренко поддержал инициативу “Нового взгляда”). Сегодня вполне очевидно, что интерес к экспериментальным театральным форматам заметно вырос. Почему экспериментальным? – читка в рамках проекта “Новый взгляд” носит перформативный характер. Тексты современных европейских драматургов местные актеры превращают в полноценные эскизы спектаклей. Шансы, что пьесы попадут на репертуарные сцены, очень невелики по разным причинам, это современная драматургия, затрагивающая порой спорные и сложные для российского театра темы. Так, пьеса Мачея Ковалевского “Мисс ВИЧ” (перевод с польского Дениса Вирена) преподносит шокирующие своей будничностью истории четырех женщин, больных ВИЧ. Они выступают в телешоу, каждая стремится стать его королевой и потому открывает все самые нелицеприятные секреты или врет. А пьеса “Теперь они меня уважают” шведского драматурга Паулы Стенстрем Эман (перевод Марии Людковской) анализирует понятие “школьной травли”. Эстонский текст Андруса Кивиряхка “Голубой вагон” (перевод Бориса Туха) затрагивает важную для всех нас тему ностальгии по прошлому. “Станция” ученицы Николая Коляды Марии Конторович – современная научная фантастика по мотивам произведений Станислава Лема – посвящена контакту человечества с инопланетянами. Текст поляка Анджея Стасюка “В ожидании турка” (перевод Юрия Лоттина) рассказывает о жизни экс-контрабандистов, которые обитают у бывшей границы Словакии и Польши. Сегодня все дороги открыты, но как существовать дальше, эти люди не знают.
Тот факт, что читки в рамках проекта проходят на самых разных, нетипичных для театра площадках Калининграда (“Закхаймские ворота” или арт-пространство “Дом Культуры”), добавляет им объема и жизни. Локации с историей и готовой сценографией. Зритель читки эффектной феминистской пьесы “Федра Фитнес” Иштвана Ташнади (в переводе с венгерского Людмилы Соболевой, под редакцией Оксаны Якименко) убедился, что для нее как нельзя лучше подходит эклектичный интерьер “народного” ресторана “Атлантика”, зал с пилоном по центру, рисованными русалками на стенах и диско-шаром под потолком. Такое пространство, если его вовремя включить в игру, поможет и режиссеру, и актерам, и зрителю. Венгерская пьеса, поднимающая вопрос, живут ли женщины для себя или только для других, обрела дополнительные смыслы. Отдельно хочется отметить игру (именно игру, не чтение) актрисы Калининградской драмы Ольги Астафьевой, исполнившей роль Федры. Практически без репетиций, в сложном пространстве, с режиссером-иностранцем, она, тем не менее, сумела создать характер Федры, показать ее внутреннюю борьбу и страдания, не впадая при этом ни в пафос, ни в мелодраму.
Благодаря “Новому взгляду” калининградцы знакомятся с актуальной европейской драмой, размышляют (после каждой читки проходят дискуссии со зрителями), оценивают и делают выводы. Не замыкаются в своих границах, а видят полноценную картину, расширяющую собственный театральный ландшафт. Хочется надеяться, что такие проекты возможны и в других регионах нашей страны.
Мачей Виктор, куратор проекта “Новый взгляд – театр Европы”:
Читка, с ее легкостью и спонтанностью, является идеальным дополнением репертуара театра, пространством для эксперимента и размышлений, общения с текстами сложными, провокативными, с другим языком драматургии. То, чего мы не увидим на сцене, можно преподнести зрителю хотя бы в рамках одного показа. Но только, если относиться к читке серьезно, развивая ее в эскиз. На мой взгляд, это позволяет расширять и обогащать пространство театра, воспитывать зрителя другими текстами. Для артистов это возможность сыграть нетипичные для себя роли в пьесах, к которым они раньше не прикасались. Мой опыт в Польше и в России показывает, что циклы читок могут существовать долгие годы и привлекать своего зрителя. А тот факт, что читка – всегда “на один раз”, является доказательством ее уникальности. Не замена театру, но прекрасное его дополнение.
Наталья ВИТВИЦКАЯ
«Экран и сцена»
№ 1 за 2022 год.