Сильная женщина

Изабель Юппер в фильме “Крестная мама”
Изабель Юппер в фильме “Крестная мама”

Она – переводчица с арабского. Она служит в полиции Парижа в отделе по борьбе с наркоторговцами. Она живет в отдаленном районе Парижа, где обитают мигранты. Она пережила смерть отца и мужа, занимавшихся контрабандой. Она содержит мать в дорогостоящем доме престарелых. Она – мать двух взрослых дочерей. Она – сильная женщина.

Все это про главную героиню фильма «Крестная мама» (режиссер Жан-Поль Саломе) в исполнении Изабель Юппер.

Ведущая актриса французского кинематографа не впервые обращается к жанру криминальной драмы, которой является «Крестная мама». Эта истории о том, как героиня, переводя очередной телефонный разговор, узнает в голосе собеседницы подозреваемого сиделку своей матери из дома престарелых, пребывание в котором вскоре не сможет оплачивать в виду финансовых трудностей. Записывая в протоколе, что разговор не представляет интереса для следствия, она придумывает яркую махинацию – ей предстоит сыграть роль наркодилера.

Героиня Изабель Юппер покупает хиджаб и назначает встречу горе-наркоторговцам, таким образом оказываясь по две стороны «полицейских баррикад». С одной – она служитель закона, с другой – влиятельная и неуловимая преступница, желающая сделать свою жизнь лучше.

В фильмографии Изабель Юппер – «Она”, “В объятьях лжи”, “Ева”. Все эти фильмы отличает явная феминизация криминального жанра. И главным в них становится не столько сюжет с уголовным уклоном, сколько душевные искания главной героини – они и как импульс к центральному событию, так и развитие и исход сюжета. Кем бы ни была на экране Изабель Юппер – преступницей ли, жертвой ли, – всегда перед зрителем предстает женщина с несломленным внутренним стержнем, женщина готовая на поступок. Героини Юппер, вопреки строчке из песни Аллы Пугачевой, не плачут у окна, они действуют. Не становится исключением и лента Жана-Поля Саломе.

Слоган фильма – “Поймай ее, если сможешь”. И тот азарт, с которым Юппер воплощает роль новоявленной наркомамы (именно так первоначально было переведено название фильма), действительно, создает ощущение ее неуловимости и безнаказанности. Однако она неуловима не в виду детально продуманного плана, а лишь потому, что в нее влюблен руководитель отдела по борьбе с наркоторговцами Филипп (Ипполит Жирардо). Он, понимая, что эта женщина и есть преступница, за которой он охотится, оказывается не в силах задержать ее, поскольку в выборе между любовью и долгом любовь побеждает, даже если любовь безответная.

Тему безответной любви также можно назвать магистральной в творчестве Изабель Юппер последних лет. В фильме “Фрэнки” она предстает в образе актрисы, проживающей последние дни своей жизни, окутавшись в любовь своего второго мужа, которому не может ответить взаимностью. А в “Еве” и “Объятьях лжи” героини Юппер, напротив, пытаются отыскать любовь, но никто не может им ответить взаимностью.

Героиня “Крестной мамы” тоже обременена этим чувством. Она живет любовью не столько к покойному мужу, сколько к самому образу былой жизни. В ее доме, где она вместе с отцом принимала участие в транспортировке контрабанды, а позже способствовала развитию бизнеса мужа, как память о прошлом висит ее фотография, названная фотографом “Собирательница фейерверков”. Героиня Юппер – собирательница фейерверков по своей сути, так как главным для нее оказывается не событие, а эмоция, которая остается в памяти, подобно тому, как вспышка фейерверка исчезает в одно мгновение, но оставляет после себя ощущение радости и праздника. За этими яркими эмоциями и охотится “крестная мама”; она собирает их, чтобы потом иметь возможность вернуться к ним, вновь наполнить жизнь смыслом и приготовиться к новому поступку, поскольку сильная женщина в исполнении Юппер не может бездействовать.

Илья ГУБИН

«Экран и сцена»
№ 4 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email