Легенда о любви

Роман Виктюк
Роман Виктюк

В наше время многие слова обесценены. Например, такие, как «легендарный» или «человек-легенда». К Роману Григорьевичу Виктюку эти слова были применимы и при его жизни.

Помню свою поездку в Тверской ТЮЗ много лет назад. Тогда мне рассказали историю, казавшуюся неправдоподобной. Будто бы во времена, когда главным режиссером театра был Роман Виктюк (1968–1970), на его спектакль «Мы, джаз и привидения» по пьесе польского драматурга Э.Низюрского специально приезжали Андрей Тарковский вместе с Андреем Кончаловским. Еще более невероятной представлялась история о посещении Марчелло Мастроянни «Коварства и любви», высказавшего свой восторг и удивление, что в провинции может существовать театр европейского уровня. Впоследствии мои сомнения развеялись, я узнала, что оба режиссера действительно наведывались в Калинин, а Мастроянни в ту пору, когда Роман Виктюк ставил свой последний спектакль в ТЮЗе, снимался в советско-итальянских «Подсолнухах». Съемки фильма Витторио де Сика происходили неподалеку в селе Городня.

Самое первое и самое сильное впечатление – «Уроки музыки». Не успела посмотреть их в университетском театре (спектакль был запрещен после нескольких показов), но прорвалась на нелегальный просмотр в ДК «Замоскворечье». В застойную пору, когда казалось, что воздух выкачан, и пьеса Людмилы Петрушевской, и постановка Виктюка поражали смелостью (никто не отваживался так изобразить советскую семью, все члены которой искорежены условиями жизни). Алексей Бартошевич очень точно назвал стиль постановки Виктюка неонатурализмом. В спектакле играла Валентина Талызина – она была там единственной профессиональной актрисой, но назвать ее партнеров любителями невозможно. Они удивляли филигранной точностью исполнения типажей, будто шагнувших на сцену из реальности, впрочем, вполне абсурдистской.

1970-е – начало 1980-х – расцвет телевизионного театра. «Игроки» Романа Виктюка (1979) – подлинный шедевр! Замечательный ансамбль артистов. Ихарев–Александр Калягин, шулер-романтик, поставивший на карту (в прямом смысле) все, что составляет для него ценность жизни. Жизни на грани безумия. Недаром режиссер вводил в спектакль очаровательную и опасную Аделаиду Ивановну (в роли мистической «пиковой дамы» Ихарева представала Маргарита Терехова). Но как же хороши настоящие «игроки» – их сыграли Леонид Марков, Валентин Гафт, Александр Лазарев.

«Служанки» в «Сатириконе» Константин Райкин назовет предзнаменованием нового времени. Самый знаменитый спектакль Виктюка изменил жизнь не только конкретного театра. Он открывал отечественному зрителю еще недавно запретные зоны, расширял горизонты. «М. Баттерфляй», «Лолита», разумеется, могли появиться только на рубеже 80–90-х годов. Много позже в муках родится собственный театр-дом Виктюка на Стромынке.

Где бы ни появлялся Роман Григорьевич – в Театре имени Моссовета, Вахтанговском, МХАТе, с его приходом воцарялась особая атмосфера влюбленности актеров в режиссера и режиссера в актеров. Трудно перечислить всех осчастливленных Романом Виктюком артистов, и в особенности, актрис. В их числе: Маргарита Терехова и Людмила Максакова, Алла Демидова, Елена Образцова и Татьяна Доронина, Ирина Мирошниченко и Ирина Соколова.

Не было, как кажется, в истории театра режиссера, столь любимого и столь любящего, как оплакиваемый театральным сообществом и многочисленными зрителями, его поклонниками Роман Виктюк.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
19 ноября 2020 года.