Вадим ГАЕВСКИЙ

В портретной

Здесь пойдет речь о трех легендарных балеринах, с которыми была связана жизнь “Русского балета Дягилева”: ее начало, ее многие годы и ее последние несколько лет. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Алисия Маркова. Портрет Анны Павловой Самый знаменитый и самый точный портрет Анны Павловой – афиша Валентина Серова к первому дягилевскому сезону 1909 года. Портрет кажется эскизом,…

Театр и шахматы

Памяти Леонида Зорина Ушел из жизни мой старый товарищ Леонид Зорин. Театральный драматург, киносценарист, прозаик. И – о чем далеко не в последнюю очередь необходимо сказать – просвещенный шахматный писатель и болельщик. Один из последних в этом ряду избранных, один из самых трезвых, один из самых страстных. Сейчас трудно объяснить, какую роль играли шахматы в…

Смерть в Венеции

Окончание текста Вадима Гаевского по мотивам лекции о Сергее Дягилеве, прочитанной им в рамках общедоступного лектория в Театре на Малой Бронной. Начало см. в № 5, 2020. Нижинский Все прошедшие двадцать сезонов были полны неожиданностей и новизны, менялись имена, менялась труппа, менялся репертуар, и лишь два изначальных принципа оставались неизменными. Противостояние большому стилю – во-первых,…

Смерть в Венеции

Продолжаем публикацию текстов Вадима Гаевского по мотивам лекций, прочитанных им в рамках общедоступного лектория в Театре на Малой Бронной. Герой нынешнего материала – Сергей Дягилев. Сергей Павлович Дягилев умер в Венеции 19 августа 1929 года. Венеция – третий великий город в его жизни. Первые два – Петербург и Париж, Петербург – город замыслов, Париж –…

Кто поставил «Короля Лира» в ГОСЕТе

Окончание. Начало см. – № 1, 2020. III В последней части нашего очерка взглянем на ситуацию михоэлсовского “Короля Лира” несколько шире. Февраль 1935 года – отчасти, конечно, только отчасти, время того, что можно назвать, используя слово Юрия Тынянова, историческим промежутком. Позади, всего лишь несколько месяцев назад, убийство Кирова и сразу же последовавшие ленинградские репрессии. Впереди,…

Кто поставил «Короля Лира» в ГОСЕТе

В Театре на Малой Бронной начал работать общедоступный лекторий, в рамках которого известные театральные критики и историки-театроведы обсуждают проблемы современной режиссуры и анализируют творчество выдающихся деятелей русского театра. Предлагаем читателям текст по мотивам первой лекции, непосредственно связанной с прошлым Театра на Малой Бронной, прочитанной Вадимом Гаевским. I 12 февраля 1935 года в ГОСЕТе, Государственном еврейском…

Все снова вместе

Памяти Галины Борисовны Волчек Ушла Галина Борисовна Волчек, для всего театрального мира послесталинских лет просто Галя. Мы все обязаны ей очень многим, а более всего тем, что именно она сохранила «Современник», прямое порождение оттепельных лет, одно из самых удачных. В свое время из театра ушли ключевые фигуры, актеры-мужчины: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, и…

Последний из могикан

Памяти Марка Захарова Да, конечно, последний. Смотрю вокруг, могикан больше нет. Есть талантливые режиссеры, иногда более острые, и в Москве, и в Петербурге, и в провинциальных театрах, но могикан нет: изменился масштаб театральных лидеров, изменился масштаб театральных созданий и самих театров. Да и не осталось такого театра, который существует полвека под водительством одного лидера, единственного…

Послесловие

О биомеханике, Гарине–Хлестакове и “фашисте” Шкловском Остается более подробно сказать о том, что уже было сказано некоторой скороговоркой. Что конкретно представляла собой театральная идея Всеволода Эмильевича Мейерхольда, в чем он видел свой вклад в развитие театрального искусства? Об этом он думал всю сознательную жизнь, ища и находя разные пути, ища и находя разные формы и…

Разрушитель спокойствия

В предыдущих номерах “ЭС” был напечатан ряд главок краткой работы, посвященной режиссерскому пути Всеволода Мейерхольда. Здесь заключительная. Повествование шло в обратной хронологии – от самого последнего спектакля “Одна жизнь” до самого значительного первого – “Балаганчик” по пьесе Блока, от 1937 до 1907 года. Объясняется это случайностью (именно так, после размышлений о последнем спектакле, у автора…