Роли Джигарханяна

Армен ДЖИГАРХАНЯН
Армен ДЖИГАРХАНЯН

Еще один уход, еще одна невосполнимая утрата.

Так случилось, что я видел дебютное выступление Армена Джигарханяна в Москве – он заменил первого исполнителя и сыграл роль Мольера в спектакле Анатолия Эфроса, последнем спектакле Эфроса в Ленкоме. Впечатление было очень сильным: молодой артист Джигарханян сыграл старого артиста Мольера поразительно точно. Хотя о какой точности можно говорить, думая о Мольере. Не сохранилось даже, по-видимому, достаточно достоверных его портретов. Но впечатление точного попадания у Джигарханяна возникало всегда: да, таким был Мольер, да, таким был командир партизанского отряда Левинсон из талантливого спектакля Марка Захарова по роману Фадеева «Разгром», да, таким был бандит Горбатый из еще более знаменитого сериала «Место встречи изменить нельзя». Артист, командир партизанского отряда, бандит – все люди, окруженные легендой, театральной, революционной или уголовной. И ни один не похож на другого. В своих многочисленных ролях Джигарханян всегда узнаваем, но в трех этих он каждый раз совершенно иной. И тут надо сказать, что самым ценным и самым редким даром Джигарханяна был дар перевоплощения, так отличавший его от многих современных актеров. Те стремятся в любой роли оставаться собой – такова мода, таково веяние времени. Пожалуй, лишь Сергей Юрский тоже был искуснейшим мастером перевоплощения, но почти всегда за его самыми неожиданными персонажами – даже пьяного русского мужика или веселого грузина-балагура – всегда оставался чуть-чуть Юрский, так что мы полностью могли оценить его мастерство и его актерскую искусность. А у Джигарханяна, во всяком случае, в этих трех главных ролях его жизни, было полное перевоплощение, безошибочное, почти идеальное. При этом было то, что оставалось неизменным у всех трех этих уникальных персонажей: сила ума, которая подчиняла окружающих, и обаяние ума, которым восхищались зрители, пришедшие смотреть Армена Джигарханяна.

Вадим ГАЕВСКИЙ

«Экран и сцена»
23 ноября 2020 года.