Ушел Михаил Жванецкий, художник-мыслитель, литератор и артист, сразу шекспировский король и шекспировский шут, гоголевский воображаемый ревизор, советский и постсоветский человек с портфелем. Старый портфель неотделим от сценического образа Жванецкого. У Сергея Юрского бабочка на шее, у Владимира Высоцкого гитара, у Михаила Жванецкого портфель – это, конечно, созданная им социальная маска. Портфель с рукописями, портфель с документами, портфель со справками на всякий случай, которые всегда могут пригодиться; портфель – образ судьбы, времяпрепровождения, необходимая часть портрета. Здесь все – и долгое сидение за письменным столом в поисках единственно нужного слова, и долгое ожидание в очереди на приеме у всегда занятого начальства, здесь символика творческая и символика бытовая. И здесь главное – верность независимому писательскому ремеслу, но и своему зрителю-читателю, всю жизнь зависимому, подневольному, над которым он горестно посмеялся, и который отвечал ему благодарным смехом. Иногда, впрочем, печальным.
Вадим ГАЕВСКИЙ
«Экран и сцена»
8 ноября 2020 года.