В мире людей

• Кадр из фильма “Человек и лис”ЛАУРЕАТЫ 13-ГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО “ФЛАЭРТИАНА” В ПЕРМИ

Гран-при за лучший фильм фестиваля (“Большой Золотой Нанук”) – “ЧЕЛОВЕК И ЛИС”, режиссер Араш Лаути, Иран.

Приз “Серебряный Нанук” “За раскрытие глобальных тем на человеческом уровне” – “ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН”, режиссер Симонка де Йонг, Нидерланды.

Приз “Серебряный Нанук” “За оригинальное художественное решение” – “ВАВУМБА”, режиссер Йерун ван Вельсен, Нидерланды.

Специальное упоминание жюри – “БАХАРИ”, режиссер Ева Вила, Испания.

Приз жюри ФИПРЕССИ – “РЕВОЛЮЦИОНЕР ПОНЕВОЛЕ”, режиссер Шон Макалистер, Великобритания.

Приз зрительского жюри за лучший фильм российской программы – “С.П.А.Р.Т.А. – ТЕРРИТОРИЯ СЧАСТЬЯ”, режиссер Анна Моисеенко.

Будем справедливы – сегодня возможностей увидеть актуальное документальное кино у нас гораздо больше, чем еще лет десять назад. И все же такой коллекции фильмов, как в основном конкурсе пермской “Флаэртианы”, не найдешь ни на одном столичном фестивале. Здесь есть ограничение: к соревнованию допускаются лишь фильмы, подпадающие под канон Роберта Флаэрти – великого американского документалиста, в честь которого и назван смотр. А канон автора классической картины “Нанук с севера” таков: режиссер формулирует по законам драматургии ту часть жизни, что проживает на экране его герой. Потому на пермском фестивале сведена к минимуму вероятность встречи с тем документальным кино, которое тяготеет к телевизионному формату и представляет собой остросюжетные расследования, наборы интервью. Нет, на “Флаэртиане” кино неигровое, но художественное. В центре внимания непременно человек, и чаще всего застигнутый в точке напряжения, выбора. Затаив дыхание (а иногда, впрочем, и смеясь до колик), мы проживаем с ним часть его жизни – как завещал Роберт Флаэрти.
Да, бывают здесь и комедии. Ну, по крайней мере, фильмы про людей столь колоритных, что невозможно не улыбнуться. Например, герои словацкой картины “Цыгане идут на выборы” (режиссер Яро Войтек). Шумные, азартные и наивные ромалы – они верят, что их сородич выиграет местные выборы, и будет у них наконец-то свой человек во власти. Хорош и главный герой – смуглый кандидат, и его крикливая жена-толстуха, и дружки-агитаторы, которым лишь бы выпить да закусить, а уговаривать идти на избирательный участок лень…
Хорват Небойша Слиепчевич привез на “Флаэртиану” фильм о профессиональном свате Недилько Бабиче по прозвищу Гангстер Любви. Это тоже кино, проникнутое незлым юмором в отношении людей. Терпеливому Недилько приходится иметь дело с робкими великовозрастными женихами и разборчивыми невестами. Всплывают невероятные страхи, запросы, комплексы… Нам смешно, а Недилько ко всему такому давно привык. Он верит, что каждому можно подобрать спутника жизни. Подбирая, сват не забывает о собственной выгоде – в нагрузку каждый клиент должен приобрести диски с песнями Гангстера Любви.
Смешное и грустное всегда рядом, и это доказывает пример иранского дальнобойщика Махмуда, героя фильма Араша Лаоти “Человек и лис”. Это удивительный человек, талант-самородок. Зарабатывает он тяжелым трудом, гоняет огромные фуры с грузами. Но истинное его призвание – кино. Да-да, в свободное от работы время Махмуд снимает на свою любительскую камеру фильмы о животных. Съемкам предшествует длительная подготовка, ведь надо найти исполнителей – подходящую ворону, киногеничных осликов и, главное, лисицу. Пушистый рыжий зверь – любимый персонаж Махмуда, он фигурирует в каждом его фильме. Но старый верный “актер”-лис умер, и надо терпеливо выслеживать нового. Зато когда лис-преемник найден, радости Махмуда нет предела! Он пестует нового любимца, как ребенка, даже купает в ванне с шампунем. Интересно, что Махмуд, как и его профессиональные знаменитые коллеги-творцы, переживает периоды творческого кризиса, даже ходит к психотерапевту лечиться от депрессии. Вынашивает замыслы новых картин… И при этом добывает хлеб насущный, крутя баранку! Трогательное отражение в этой жизни проблем, порывов и поисков кинематографистов покорило членов жюри – “Человек и лис” награжден главным призом 13-го МКФ “Флаэртиана” (примечательно, что картина пришла из Ирана в Пермь “самотеком”, по почте, а не была вывезена с какого-нибудь фестиваля отборщиками).
Гран-при пермского фестиваля называется “Золотой Нанук”. Но есть еще “нануки” серебряные. Они достались голландцам Йеруну ван Вельсену и Симонке де Йонг, снявшим прекрасные и значительные фильмы, каждый из которых мог бы быть отмечен главным призом, если бы не явился в последний конкурсный день обаятельный иранец со своим лисом.
“Единственный сын” Симонки де Йонг – рассказ об одной очень показательной судьбе, причем, рассказ с открытым финалом. 19-летний гималаец Пема оставлен нами на распутье: вернуться ли в родную высокогорную деревню, жениться на подобранной родителями невесте и принять патриархальное хозяйство или продолжить образование и путь современного человека? Как это давно уже происходит в случаях кочевников, северных народов, тибетских детей из деревень отдают в городские интернаты. Там они привыкают спать в чистых постелях, мыться, читать и писать. Герой Симонки де Йонг оказывается еще и очень способным мальчишкой, его приглашают учиться в голландский университет. Младших сестренок Пемы берут на воспитание голландские семьи. Дети уже не связывают свое будущее с горной деревушкой, они даже не говорят на языке родителей. А родители старятся и ждут их домой. Обижаются, когда те не хотят возвращаться и жить жизнью предков.
“Вавумба” Йеруна ван Вельсена – завораживающее, медитативное кино, путешествие в сны, в цветистый мир детства. Помимо привычного героя, за которым следит камера (тут это старый рыбак), героем является и сам автор-рассказчик, это он пытается запечатлеть время, когда деревья были большими. Ван Вельсен провел большую часть детства в Кении, среди простых темнокожих рыбаков, их жен и детей. На фотографиях – белый мальчик с тонким лицом среди своих друзей, курчавых кенийских сорванцов. С любовью и тоской нынешний 30-летний Йерун вспоминает людей из своего детства – няньку-сказочницу, какого-то местного колдуна… Кенийцы обладают удивительной связью с природой и фантазией; их рассказы о духах и волшебниках навсегда заразили мальчика способностью видеть мир поэтически. Потом его отдали в закрытый пансион для белых, где пришлось ходить строем. А потом и вовсе семья вернулась в Голландию. И вот, через много лет он возвращается в страну своего детства в поисках чудес. Но тот мир – пугающий и манящий, полный тайн – ушел под воду. Почти не осталось на свете волшебников и укротителей стихий. Разве что маленький седобородый рыбак. Ему покоряется море, но он никак не может успокоиться и завязать с опасным промыслом, пока не поймает свою последнюю Большую Рыбу. Сюжет почти хемингуэевский, и это сравнение читается даже в том, как запечатлен несгибаемый старик в своей легкой лодке на фоне волн.
Знаменитый британский документалист Шон Макалистер регулярно участвует в конкурсе “Флаэртианы” со своими фильмами, но “Золотого Нанука” в его коллекции призов пока так и нет. В этот раз он прислал в Пермь картину “Революционер поневоле”, и ее сочли достойной своей награды посланцы ФИПРЕССИ. Как и в случае Йеруна ван Вельсена с его “Вавумбой”, в фильме Макалистера он сам, автор, не просто наблюдатель, но действующее лицо. Он задержался в столице Йемена дольше, чем следовало – ведь и туда докатилась волна “арабской весны”, народ вышел на улицы, и иностранцу было бы лучше убраться подобру-поздорову. Но это не про Макалистера! Он вечно ищет приключений, охотится за неповторимыми персонажами в чужих странах. И уж если находит, вцепляется в них с истинно шотландским упорством. Герой, найденный в Йемене – гид Каис, владелец прогорающей туристической фирмы и отец большого арабского семейства. Этот обаятельный человек на грани отчаяния. Ему нечем кормить жену и детей, что по местным меркам просто позор. А тут еще дотошный шотландец с камерой никак не хочет угомониться… Рвется в опасные места народных сходок, хочет запечатлеть революционные события. Отказать режиссеру в сопровождении Каис не в силах, ведь тот – гость, а желания гостя священны. И вот напуганный Каис водит Шона опасными тропами. И постепенно отвлекается от личных проблем, сам становится революционером!
Помимо того, что конкурсные фильмы “Флаэртианы” являют собой примеры хорошего кино, они же составляют каждый раз неповторимую коллекцию занимательных антропологических исследований. Внимание к человеку – его внутреннему миру и внешним обстоятельствам жизни – неизменно. И каждый раз поражает географический разброс. Больше фильмов о людях из таких отдаленных экзотических мест, где вряд ли когда-нибудь окажешься. Тем неожиданнее было переключиться в один из фестивальных вечеров на фильм о Перми. В рамках 13-й “Флаэртианы” состоялась премьера альманаха “Признание в любви”, созданного к 290-летию города на Каме. Девять микрофильмов сняли пермские документалисты, и каждый из них снимал, как хотел, как чувствовал родной город. Представляли проект с радостью и гордостью – все-таки сделали его целиком своими силами, на базе пермской студии документального кино “Новый курс”, на краевые деньги.
Два зала не смогли вместить пермяков, пришедших на премьеру “Признания в любви”. Это действительно очень отрад-ный пример пермской активности в отрасли культуры, хотя, конечно, составные части вышли в альманахе неравноценными. Есть в нем уморительно смешные сюжеты о местных знаменитостях: пожилом режиссере Константине Березовском и трамвайном кондукторе-балагуре. Седобородый режиссер, автор снятого в 1966 году на пермской телестудии фильма “Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника”, ведет кастинг на участие в ремейке советской картины. Вызывает на сцену детей, слушает их домашние заготовки. Невозможно не смеяться, наблюдая за детскими стараниями, но еще более трогателен сам режиссер Березовский – он “подыгрывает” лицом каждому конкурсанту, потом мгновенно выносит приговор: “Остаешься!” или “Спасибо, иди домой”. А герой сюжета Рашида Давлетшина – кондуктор обычного пермского трамвая, просто травит байки про своих пассажиров, но делает это так артистично, что понимаешь – талант-самородок! И найти такого – тоже талант, но уже режиссерский.
Вообще, на “Флаэртиане” без пафоса, но с истинным вниманием, стараются представить гостям и горожанам свои, пермские, достижения – и правильно делают. У команды президента фестиваля, режиссера и директора “Пермкино” Павла Печенкина, серьезные наработки и еще более серьезные планы по наладке производства не только документального, но и игрового кино. Возвращаясь к вышеупомянутому фильму про второклассника и второгодника – сейчас в Перми планируют сделать ремейк этого местного хита. Ищут сценариста и режиссера. И уже нашли худрука проекта – им стал Павел Лунгин.
Мерещатся большие замыслы – телефильмы про знаменитую династию уральских заводчиков Строгановых, про Ермака. Пермские специалисты и энтузиасты регулярно работают на съемках большого кино, принимают на своей земле столичные и даже зарубежные группы. С их помощью состоялась экспедиция коллектива Александра Велединского, когда снимали в Перми фильм “Географ глобус пропил”. Так что есть опыт и умельцы, теперь Печенкин ждет, когда команде присвоят официальный статус Кинокомиссии – организации, которая призвана привлекать съемочные группы на территорию того или иного города, края, осуществлять комплексный кинопроизводственный сервис. Так что “Флаэртиана” – лишь верхушка пермского киноайсберга.

Дарья БОРИСОВА
«Экран и сцена» № 21 за 2013 год.