“Бриджит Джонс 3”. Режиссер Шарон Магуайер
Бриджит Джонс по-прежнему везет. Много лет назад она посрамила Золушку, Белоснежку и разнообразных сказочных принцесс, которые получили принца, потому что в поте лица трудились, были невероятно добры или баснословно красивы. Нет – Бриджит получила принца, не умея готовить, не разбираясь в мировой политике и не будучи особо умной и талантливой. Напиваясь по субботам до поросячьего визга и проводя воскресенье в постели, в старой кофте, заляпанной яйцом (яркая, емкая деталь, ее очень трудно забыть). Всем этим Бриджит Джонс добавила уверенности в себе женщинам, которые поняли, что так уж убиваться из-за внешности и работы вовсе необязательно – судьба действительно может найти тебя и за печкой. Если повезет.
Три года назад вышла и поразила читательниц в самое сердце новая книга Хелен Филдинг, “Без ума от мальчишки”. Действие ее происходит спустя несколько лет после гибели Марка Дарси, Бриджит уже за пятьдесят, она находит себе двух мужчин: один не очень ей подходит, а второй – очень. И это опять добавило уверенности в себе женщинам, которые поняли, что пятьдесят – еще не конец, и в принципе можно найти себе и молодого любовника, и достойного спутника жизни. Если повезет.
Третий фильм о Бриджит Джонс не имеет отношения к третьей книге. Но шанс стать спин-оффом у него есть. Возможно, и история о том, как эта несгибаемая женщина справлялась со своей трагедией, тоже когда-нибудь будет экранизирована – чтобы добавить истово верящим в чудо зрительницам еще больше уверенности.
Новый фильм берет под свое крыло “старородящих” – Джонс беременеет в 43 года и благополучно рожает здорового мальчика, и все рады. И никто не говорит ей об ужасах поздних родов (а российских женщин, случалось, называли старородящими уже в 24). И дама-гинеколог вникает во все детали ее положения и смотрит добрыми, понимающими глазами.
Врача играет Эмма Томпсон, которая поучаствовала и в написании сценария, а ее тонкость и остроумие известны по работе над сценариями фильмов “Гордость и предубеждение”, “Моя ужасная няня”, “Разум и чувства”. На этот раз среди сценаристов нет Ричарда Кертиса, но об этом даже пожалеть не получится – фильм и без него очень смешной. С милейшими диалогами и восхитительно дурацкими ситуациями, когда стыдно и смешно одновременно, и подозрительно часто возникает ощущение, что ты вернулся лет на пятнадцать назад и смотришь первые фильмы о Бриджит.
Потому что она почти не поменялась. Авторы не заставили Рене Зелльвегер снова толстеть; к 43 годам Джонс наконец достигла желанной худобы, зато на лице ее появились морщины, а на шее предательские складки, и она стала живой иллюстрацией к трагической дилемме женщин среднего возраста, когда надо выбирать либо фигуру, либо лицо.
Но внутренних перемен в Бриджит Джонс случилось намного меньше: несмотря на то, что она занимает не последнюю должность в новостной программе и стала одеваться с большим вкусом, чем в тридцать, Бридж по-прежнему осталась безалаберной, искренней и смешной. Именно это когда-то привлекло к ней сдержанного, суховатого, ранимого Марка Дарси (Колин Ферт).
А вот сдержанность Дарси с возрастом превратилась в самое натуральное занудство, и в реальной жизни он оказался не очень похожим на принца. Десять лет, которые Бриджит и Марк провели вместе – между вторым и третьим фильмами, – оказались совсем не сказочными. Марк, конечно, был рыцарем, но тем самым, который все время проводит в дальних походах (то есть в командировках, поскольку он адвокат-правозащитник), а свою прекрасную даму навещает лишь изредка. И жениться не хочет.
Оттого они и расстались, однако проклятая химия между ними сохранилась, и, встретив Марка сперва на панихиде по Дэниелу Кливеру (фотография Хью Гранта), погибшему в горах, а потом на крестинах младенца подруги, Джонс не устояла – провела с ним ночь, а утром по-мужски сбежала, оставив записку, что вместе они быть не могут.
Спустя три месяца тест показал беременность. И это была бы традиционная рождественская сказка, если бы за неделю до секса с Марком Бриджит не поехала с разбитной подругой-коллегой на музыкальный фестиваль и не провела там ночь с великолепным загорелым американцем Джеком (Патрик Демпси).
Коллеги и подруги принимают деятельное участие в попытках понять, кто же отец, даже заманивают оказавшегося математиком Джека на телепрограмму и вместо разговоров о его новой книге выводят на супероткровенное интервью в прямом эфире, из которого становится понятно, что сперма у американца высокого качества, а сумасшедших в роду не было. И Джек, и Марк, узнав о беременности Бриджит, приходят в восторг и начинают активно ей помогать.
Здесь могла бы начаться комедия положений, но с возрастом Бриджит научилась не только носить приличные пиджаки и не есть пончики на ночь, но и говорить правду. Поэтому оба потенциальных папы знакомятся друг с другом с ее подачи и узнают, как все произошло, но, так как Бриджит Джонс по-прежнему везет, продолжают активно ей помогать.
Марк Дарси прячет свои чувства за внешней холодностью (за что мы его и любим), а раскованный американец Джек, кажется, не видит в сложившейся ситуации ничего неожиданного. Он делает Бриджит массаж, красит стены в ее квартирке в подходящие для младенцев цвета, приходит вместе с ней и Марком на курсы для будущих родителей. Там их принимают за гей-пару и суррогатную мать, и, пока Марк по этому поводу дуется, Джек тут же включается в игру и нежно называет Дарси “тефтелькой”.
А еще Джек – миллионер, поскольку создал программу, подбирающую пары. И, согласно этой программе, он подходит Бриджит на 98 процентов, а Марк Дарси – только на 8.
Но мы все любим Бриджит и знаем, кого она выберет.
Третий фильм про Бриджит Джонс очень нравится мужчинам. Она и раньше не соперничала с ними, она по своей сути была очень домашней девушкой, гораздо больше заинтересованной в отношениях, чем в карьере. Вот разве что готовить не умела, но это в современном мире вообще не проблема. А в этой картине она делает окончательный разворот в сторону семьи, и мальчик рождается чудесный, и свадьба будет с фатой и счастливыми друзьями.
Свою карьеру беременная Бриджит щедро отдает новым сотрудникам своей телепрограммы – группе смешных хипстеров, которые строят из себя умников и начальников и хотят переделать мир.
Мир хотят переделать и участницы девичьей панк-группы “Дикие киски”, чьи права защищает Марк Дарси. “Киски” – что-то среднее между “Пусси Райот” и “Фемен”. Дарси горячо говорит о том, что они должны быть спасены от преследований диктатора, но в свободное от работы время отзывается о девушках не лучшим образом. А когда “Киски” во время съемок телесюжета задирают майки, и на голой груди у каждой написано “Марк”, радости на лице Дарси не читается.
Но главным эпизодом с участием “Кисок” становится марш за права женщин (из-за него перекрывают лондонские улицы), и Бриджит, у которой начались схватки, не может попасть в роддом. Ее друзья и родители (чудеснейшие Джим Бродбент и Джемма Джонс) тоже не успевают к ней, прибегают, когда мальчик уже родился, ругают феминисток, а мама, склонившись к внуку, говорит: “Они борются за права женщин. Да какие нам еще нужны права?!”
Может показаться забавным, что такие слова звучат в фильме франшизы, побившей рекорд, потому что все ее части сняты женщинами: вторая – Бибан Кидрон, а первая и третья – Шарон Магуайр. Но, скорее всего, у этих женщин те же ценности, что и у самой Бриджит, которая хотела любви и семьи, и никогда не собиралась переделать мир.
Она просто живет, почти не меняясь, и вокруг нее происходят маленькие и большие чудеса. Можно предположить, что ее любят высшие силы. А уж если ее любят они, то почему бы и нам не полюбить.