Женщина, не будь дурой!

Кадр из фильма “Колесница богов”

Кадр из фильма “Колесница богов”

Красивая, спортивная современная горожанка Марго (Люси Мемба Бос) может считать, что ее жизнь, в общем и целом, скорее удалась. Под стать ей и муж – вполне обеспеченный деловой человек, которого она называет на французский манер Мишелем. Его отец – глава сельского поселения, мола Кинга (мола в переводе значит “отец”, в данном случае это титул: всех старейшин родов в округе называют “мола”). Семья Кинга живет обеспеченно, не в хижинах. Когда на своем белоснежном “Судзуки” Марго приезжает с семьей из города навестить родителей, ей не надо толкаться со свекровью на кухне, потому что недалеко от папиного дома у Мишеля есть и собственный – просторный, оборудованный по всем требованиям современного комфорта. Однако в этом раздолье – некая ловушка.

Каждая поездка к родителям Мишеля – настоящая пытка для Марго. Свекор и свекровь не переносят сноху, она им отвечает тем же. Семья Кинга так и не приняла выбор сына, женившегося на франкоязычной Марго, а не на местной соплеменнице, которая, по их мнению, гораздо больше ему подходит. Добавочный повод для стычек – дочь Мишеля и Марго, школьница Льенгу. Она – альбинос, а в Африке рождение ребенка-альбиноса считается дурным предзнаменованием. Марго полна тревоги, комфортабельный дом мужа ее не радует, а угнетает, все время снятся страшные сны, и им, увы, суждено сбыться…

Анурин Нвунембом, режиссер-постановщик фильма “Колесница богов” (Камерун/Франция, 2021) – актер театра и кино, режиссер и продюсер, далеко не дебютант в кино Камеруна. Он снимал и заказную продукцию для Netflix, и независимое кино. Представляя картину зрителям 46-го Московского Междуна-родного кинофестиваля во внеконкурсной секции “Взрослым о детях”, Нвунембом поведал о стереотипах в отношении его родины, которые отталкивают от ее посещения и европейцев, и азиатов: “В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы…”

В Африке давно уже не только это! Развиваются промышленность и культура. В правящем классе и в интеллигенции большинства африканских стран никого не удивишь ни европейским образованием, ни российским. А в Камеруне уже есть и своя киношкола. Женщины современной Африки – активные участницы всех сфер жизни. Такова, кстати, Люси Мемба Бос – соавтор сценария, продюсер и исполнительница главной роли в фильме “Колесница богов”. Такова и ее героиня. Впрочем, всего того, чем отпугивает туристов Африка, в фильме тоже хватает.

По меткому замечанию Сергея Лаврентьева, представлявшего “Колесницу богов” во время ММКФ перед показом в кинотеатре “Каро-Октябрь”, в ней особый ракурс приобретает тема “черные и белые”. Все герои – камерунцы, ни одного “белого угнетателя” среди них нет. Но единственному здесь белому человеку, то есть альбиносу, не позавидуешь.

Альбиносы плохо видят, с трудом переносят яркое солнце, слабо развиты физически и вообще недолго живут на свете. Но в Африке участь альбиносов тяжелее, чем где-либо. В некоторых африканских регионах местные колдуны охотятся за альбиносами, отсекают им конечности, в которых якобы заключена особая магическая сила. Альбиносы – традиционный объект человеческого жертвоприношения. Конечно, в наше время за это можно и в тюрьму сесть. Но кто бы мог подумать, что на Льенгу – беззащитную, с вечной виноватой улыбкой, “девочку из города” – нацелился не кто иной, как ее… родной дед?!

Для понимания картины Анурин Нвунембом рассказал зрителям, что население Камеруна состоит из различных племен, часть из них, наряду с родным языком, использует английский язык (чаще – англоязычный пиджин), но большая часть – французский. Браки между представителями различных племен также не приветствуются – это противоречит свято соблюдающимся обычаям: каждого человека необходимо похоронить на родовом кладбище. Так, останки усопшего эмигранта из Камеруна, даже если он давно уже гражданин Франции или Великобритании, родственники всегда стараются переправить на родину, к могилам предков.

Не каждому известно, что в коренном населении Африки есть множество генетических различий и даже подрасовых: всего более 250 этнических групп. В Камеруне также нет и общей религии: католики, самая многочисленная конфессия и лучше организованная, чем протестанты, мусульмане, анимисты и прочие, все-таки большинства не составляют. Бывшие колонизаторы, замечу мимоходом, умело этим пользуются – Камерун имеет хорошие запасы нефти, и тут “большим белым братьям” есть из-за чего подогревать и разжигать разного типа вражду.

В 2017 году по Камеруну прокатились массовые протесты “англофонов” против якобы угнетения со стороны “франкофонов”, которые были подавлены с привлечением военных. Итогом, как говорят в Камеруне, англоязычного кризиса стали погибшие, заключенные, беженцы… Правительство Камеруна прилагает все усилия, чтобы смягчить коллизии, чтобы вся страна стала двуязычной. Но призы за лучший фильм, спектакль и актерскую игру до сих пор присуждаются отдельно, в зависимости от того, на английском или на французском языке создано данное произведение.

Название картины напоминает нашумевшую в свое время книгу Эриха фон Деникена “Колесницы богов”, по которой был поставлен документальный фильм “Воспоминания о будущем” (режиссер Харальд Рейнль, 1970). Любителям компьютерных игр известна также игра с таким же названием. Но здесь все это ни при чем. “Колесницей богов” местные жители называют вулкан Камерун – рядом с ним происходит действие картины.

Данный регион – так называемая Федеративная Республика Амбазония, иначе Южный Камерун. Это непризнанное государственное образование, претендующее на англоязычную часть Камеруна. Амбазония, бывшая британская мандатная территория, где неприязнь к франкоязычному правительству последний раз мощно вырвалась наружу в 2021 году. Амбазония – такой же тлеющий вулкан сепаратизма, как и сам вулкан Камерун, который считали потухшим, пока он не начал извергаться в 2000-м.

Мола Кинга – единственный в сельском поселении человек, умеющий проводить древний ритуал человеческого жертвоприношения. Ему нужно принести в жертву “духам горы” свою родную внучку Льенгу, чтобы в районе вулкана Камерун перестали бесследно пропадать молодые парни. Ведь все иные способы – и поиски, и заклинания – не дали никаких результатов. Но сам мола Кинга прекрасно знает, куда деваются ребята на самом деле.

В разгар погони Марго и Мишеля за местными бандитами, похитившими

Льенгу прямо из дома, к особняку, где мать Мишеля мирно дожидается окончания “обряда”, подъезжает полицейская машина и доставляет в дом Раймонда – младшего брата Мишеля, который незадолго до событий куда-то делся. “Зачем ты так рано?” – удивляется мамаша. А все просто. Раймонд и мола Кинга организовали тайную переправку молодых парней на судно, увозящее людей в страны Евросоюза в качестве нелегальных мигрантов. Для этого Раймонд прихватил деньги резервного фонда сельского поселения.

Какая же у него с папашей выгода? Прямая. Если люди перестанут пропадать в районе горы, род Кинга останется править, и деньги в фонде постепенно восстановятся – ребята-беженцы вернут Раймонду то, что они ему должны за организацию нелегальной переправки. Мола Кинга и Раймонд все рассчитали. Но несчастный случай опрокинул их планы: судно с нелегальными мигрантами перевернулось, все погибли, и только Раймонда удалось выловить. Ему предстоит судебное разбирательство…

Финальная часть картины “Колесница богов” построена по правилам типичного голливудского фильма с погоней, драками, неожиданными помощниками из местного населения. Нвунембому и Люси Мемба Бос было важно разоблачить фальшивые чудеса африканских колдунов, которые ни перед чем не остановятся, чтобы сохранить свою наследственную власть. Это живо напоминает аналогичные сюжеты советских фильмов 20-х годов прошлого века. Такова, например, “Морока” (режиссеры Евгений Иванов-Барков, Юрий Тарич, 1925) – кстати, первая постановка, где бывший актер-мейерхольдовец Иван Пырьев участвовал в качестве помрежа.

Поскольку эти картины в Африке действительно никому не известны, то такое совпадение говорит о важности просветительской составляющей для кинематографистов Камеруна. По мнению Нвунембома, искусство и культура в целом, в том числе и кинематограф, являются важным и мощным инструментом неуклонного стремления человечества к эволюции. Что же, это залог будущего роста! Так ведь было и у нас. Финальный титр фильма сообщает, что “Колесница богов” посвящена памяти общественной деятельницы Камеруна, которая, наряду с другими африканками, активно боролась с практикой человеческих жертвоприношений. Ее имя – Льенгу – получила маленькая героиня фильма.

О чем еще хотели рассказать Анурин Нвунембом и Люси Мемба Бос кинозрителям? “Я считаю, что женщина, как ни крути, все равно должна уметь постоять за себя”, – сказал режиссер. С этим не поспоришь. Марго по ходу действия делает зарядки, разминки, растяжки. Освобождение Льенгу – в большой степени заслуга быстроногой Марго, умеющей и автомобиль водить, и драться. Вспоминается опять-таки советский лозунг: “Женщина, не будь дурой – занимайся физкультурой!”

Не быть дурой – хорошо бы! Ничто не должно обманывать в этом мире. Даже любовь-морковь. Когда мола Кинга сообщает снохе, что после рождения Льенгу Мишель с горя “сходил налево”, в результате чего односельчанка родила ему крепких мальчишек-близнецов, то до Марго начинает доходить: вот это и есть те наследники, о которых мечтал мола Кинга! Их-то он, видимо, тайком и навещал во время каждой поездки к родителям, столь мучительной для Марго! Ну, а ее белоснежная дочка для семьи Кинга – просто расходный материал…

Решительное объяснение Марго с Мишелем происходит на вершине горы, куда они оба успели добраться буквально в последний момент. Льенгу уже привязали к дереву и были готовы насильно влить в нее усыпляющее вещество, чтобы начать обряд жертвоприношения, но подоспевшие Мишель и Марго останавливают “процесс”.

“Я была готова за тебя жизнь отдать, а ты нас сюда привез, чтобы принести в жертву собственную дочь?!” – восклицает в отчаянии Марго. “Я не знал этого, клянусь!” – кричит Мишель. Он и вправду не знал. Но как Мишель докажет жене, что он не был в сговоре с отцом? Только одним: спасая жену и дочь, он поднимает руку на родного отца, а тот убивает сына.

Мола Кинга в этот момент еще не знает, что их с Раймондом темные дела вот-вот будут публично разоблачены. Поэтому род Кинга и так будет навсегда отстранен от власти. Может быть, им действительно лучше погибнуть, чем пережить такой позор?.. Для Анурина Нвунембома и Люси Мемба Бос итог сюжета состоит в том, что в финале погиб и Мишель, которого отец в обстановке глубокой секретности хотел обучить ритуалам человеческих жертвоприношений, и сам мола Кинга. Это значит, что кровавая тайна утрачена навсегда, страшная цепь порвалась. Хотя бы в одном сельском поселении.

Однако вообще традиции составляют неотъемлемую часть жизни народов Камеруна, потому что в стране, где ввиду многоэтничности в качестве официальных государственных языков вынужденно принято, скажем прямо, наследие бывших колонизаторов, именно обычаи и ритуалы формируют и идентичность граждан, и их патриотизм. “Обычаи – наша основа!” – с гордостью говорит мола Кинга.

Но один из “ассистентов” кровавого обряда постепенно начинает в этом сомневаться: “Традиции должны улучшать жизнь, а не портить”, – размышляет он. Да, задуматься есть над чем, особенно на нарах, куда и он очень скоро попадет как соучастник… Не так надо бы укреплять свою родину! Не сепаратизм ее спасет, а созидательный труд, наука и культура.

В Камеруне, кстати, отношение к “уехавшим” – не самое лучшее. Любого из них сограждане всегда спросят: зачем? Ведь дома никто с голоду не умирает, Камерун полностью обеспечивает себя продовольствием. Хотя, конечно, и свои проблемы тоже есть, но ведь надо же попытаться их решить!

Кстати во время пандемии в Камеруне было очень мало случаев ковида. Многие считают, что это – результат использования давно известных препаратов, почему-то не рекомендованных ВОЗ для лечения коронавируса. Но африканские врачи оказались “сами с усами” и показали куда лучшие результаты, чем в Евразии и Америке. Только об этом почему-то предпочитают помалкивать…

Юлия ХОМЯКОВА

«Экран и сцена»
№ 6 за 2024 год.