В поисках позитива

Кадр из фильма “Лгунья”

Кадр из фильма “Лгунья”

Фестивальное кино, как водится, затрагивает серьезные темы, поэтому здесь превалируют драмы и даже трагедии. Однако 46-й ММКФ порадовал изрядной долей позитива. В двух конкурсах игровых картин выделяются ленты светлые, добрые, воодушевляющие и веселые. Но комедийная составляющая вовсе не исключает серьезных и актуальных тем. Просто авторы выбирают иной язык и путь к сердцам зрителей.

Фильм Основного конкурса “ПРИШЕЛЕЦ” (режиссер Иван Соснин) на втором месте по рейтингу зрительского голосования.

В далекой уральской деревне живет сельский конюх Леша (Максим Стоянов). Он сирота, живет с названной бабушкой (Татьяна Голубева-Сумарокова), ухаживает за ней. В детстве Леша потерял слух, но может слышать странные голоса, принимает их за инопланетян и пытается выйти с ними на связь. Его жилище – самодельный дом из мусора, который он собирает по всей округе. Почти все в деревне считают Лешу дурачком. Но однажды к нему приходит тот, кого он так долго звал, правда, в обличии маленькой девочки…

Фильм, решенный в жанре фантастической драмы, – добрый, душевный, позитивный. В несложном по драматургии, но эмоционально насыщенном “Пришельце” затронута проблема неприятия инаковых – конфликт Леши с деревенскими становится все острее, что даже угрожает его жизни. Актер Максим Стоянов не считает своего героя чудиком или дурачком: “Он, с одной стороны, юродивый, но с другой – самый цельный, внятный и адекватный человек среди всех, кто его окружает. А еще в нем есть безграничный свет добра”.

Начинался проект на голом энтузиазме: авторы снимали на свои личные сбережения, лишь позже получили финансовую поддержку. Девочку-инопланетянку сыграла 9-летняя Алена Мирошникова – с космической внешностью и васильковыми глазами. Именно с нее все и началось: на просторах интернета нашли девочку, определились с главным героем и лишь после этого написали синопсис. Кстати, дом, показанный в фильме, – реальный. Он находится в поселке Мурзинка Свердловской области.

“ВЫЖИТЬ В МО…” (Республика Молдова/ Россия/ Румыния, режиссер Григоре Бекет) – самый смешной и позитивный фильм не только Основного конкурса, но, возможно, и всего фестиваля. Хотя это и комедия, и драма.

Молодой парень (Кэтэлин Лунгу) из молдавской деревни мечтает стать медиком, а денег на учебу нет. Его заманивают в Москву, пообещав работу в одной из столичных больниц. Прибыв на место, он вместо клиники оказывается в морге. А проблема еще в том, что он жутко боится трупов. Должность, которую предстоит занять юноше, совсем его не прельщает. Став жертвой обмана, герой должен решиться на отчаянные действия…

Фильм основан на реальных событиях. Это история друга режиссера, студента мединститута. Чтобы заплатить за очередной учебный год, ему нужно было где-то работать, и он поехал в Москву. Студенту пообещали работу санитаром, но в итоге он попал в морг. Морг снимали реальный, участие принимала почти вся съемочная группа. Даже режиссер “играл” труп. Единственный из группы, кто не снимался в этих сценах, – оператор, поскольку он стоял за камерой.

И еще одна реальная история, которая фигурирует в картине, – избавление от алкогольной зависимости по методу… Станиславского.

“Выжить в Мо…” – дебют и режиссера, и исполнителя главной роли.

“Серебряный Святой Георгий” за лучший фильм конкурса “Русские премьеры” достался картине “ЛГУНЬЯ” (режиссер Юлия Трофимова).

17-летняя Ева (Елизавета Ищенко) на летние каникулы устраивается в кафе-мороженое в надежде завести друзей или познакомиться с симпатичным парнем. Но лето заканчивается, а с ней так ничего и не происходит…

Неожиданно в кафе заходит некогда известный, но подзабытый эстрадный певец Александр Воронов (Стас Старовойтов). Он в плохом настроении и отыгрывается на молодой официантке. Оскорбленная Ева убегает во двор кафе, Воронов пытается ее догнать, чтобы получить сдачу… Девушка кричит… Собравшаяся на крик толпа заключает, что Александр пытался изнасиловать Еву, а она этого и не отрицает. Клубок лжи начинает закручиваться. Возбуждается дело о сексуальном домогательстве, и Ева превращается в национальную героиню – “девочку, не побоявшуюся сказать правду”.

Фильм, решенный в жанре драма/комедия, – динамичный, легкий. Юлия Трофимова без нравоучений говорит на серьезные темы: “Для меня это фильм про все возможные перекосы, которые могут быть в нашей жизни. Мне кажется, приятно занять одну позицию, особенно если ее занимает большинство, и трудно идти вопреки большинству, слушая свой голос”.

В фильме есть и пародия на ток-шоу, которые, как водится, мгновенно реагируют на “жареное”. Среди актеров, сыгравших в ленте (Юлия Марченко, Алексей Розин, Дмитрий Куличков), выделяется Марьяна Спивак. Она поражает и гротескным внешним обликом следователя-мужененавистницы (в прикольном черном парике), и самим рисунком роли.

У Ксюши (Римма Латышева), героини фильма “ХУЖЕ ВСЕХ” (режиссер Саша Кармаева, “Русские премьеры”), скоро выпускной, а она не знает, что делать с жизнью. Родители никак не могут подать на развод, а красавчик Погуляев (Никита Воронов), в которого она влюблена, не обращает на нее внимания, ведь Ксюша толстая, так считают все вокруг. После очередной порции насмешек она заводит блог. Отныне она – Жируха, королева кринжа, которая стебет себя, а заодно и весь мир. Слава приходит быстро: сначала это прикольно, а дальше станет уже не до смеха…

У режиссера Саши Кармаевой, дебютанта в полном метре, – литературное образование плюс ВГИК (мастерская Владимира Меньшова). Фильм получился легкий, свободный, живой, трогательный. Отрадно, когда на серьезные темы (булинг, семейные проблемы, детско-родительские отношения…) говорят доступно, интересно, с изрядной долей юмора. “Это очень сложная тема и, надеюсь, что молодое поколение, как и взрослое, из фильма вынесет, что надо начинать с себя. Возможно, родители, которые посмотрят наш фильм, смогут чуть более трепетно относиться к своим детям и поддерживать их”, – считает Саша Кармаева.

В ролях родителей героини – Евгения Добровольская и Александр Обласов.

Фильм “НАДО СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ О ЛЮБВИ” (Россия/Индия, режиссер Роман Михайлов, “Русские премьеры”) удостоен Приза жюри NETPAC с весьма оригинальной формулировкой “За отражение нежности в водах реки Ганг“, а также Приза федерации киноклубов. Картина сделана в стилистике документального кино, и еще использован прием “фильм в фильме”. В картине снимались Марк Эйдельштейн, Чингиз Гараев, Александра Киселева, Мария Мацель, Илларион Маров. Участие принимали и индусы – местные жители.

Молодые российские актеры отправляются в индийский городок Варанаси, чтобы снять артхаусное кино. Режиссер и актеры играют самих себя. Однако, чем больше члены съемочной группы общаются с местными жителями, проникаются атмосферой места, традициями и бытом, познают философию будней этих людей, тем больше они сомневаются в собственных приоритетах и ориентирах. Люди искусства размышляют о смысле происходящего и базовых вещах в судьбе каждого. Так идея фильма постепенно расплывается, и авторы начинают снимать картину о себе. Марк теряет голову от случайно встреченной красавицы-блондинки (Дарья Брюханова), и теперь его участие в фильме (а это главная роль) под угрозой. Что победит – любовь или кино?

Если зритель принимает “правила игры” авторов, то по мере погружения история становится более и более привлекательной. “Все, что вы видите на экране, – не кино, это мы в определенных обстоятельствах. Там нет ни грамма ненастоящих эмоций”, – говорит актриса Александра Киселева. “Я – верующий христианин, и кино для меня – часть духовного пути. Когда находит благодать, ты чувствуешь любовь к этому миру и транслируешь ее всеми способами – через литературу, театр, кино”, – признается режиссер Роман Михайлов.

Вероника САРКИСОВА

«Экран и сцена»
№ 5 за 2024 год.