“Пушкин навсегда” – провозгласил Театр-фестиваль “Балтийский дом” и посвятил XXVI фестиваль “Встречи в России” 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина. На фестиваль традиционно приехали спектакли русских театров из Абхазии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Лишь один коллектив – Государственный русский драматический театр имени Вл. Маяковского (Душанбе, Таджикистан), – выйдя за рамки пушкинского творчества, привез мольеровского “Тартюфа” (режиссер Хуршед Мустафоев).
Режиссер и автор инсценировки спектакля “Капитанская дочка” Азербайджанского русского драматического театра (Баку) Игорь Коняев предложил зрителю сосредоточить свое внимание не на исторических героях и событиях, разворачивающихся на фоне русского бунта, а на личностном взрослении Петруши Гринева (Джохар Абдулаев). Особенно отчетливо проступает в спектакле тема дома, определяющая систему нравственных оценок молодого героя. Родительская чета Гриневых, представленная в ярко характерном, полном подробностей быта рисунке Ярослава Трифонова и Риты Амирбековой, обрисована с трогательностью, юмором и волнением. Пара коменданта Миронова и его жены в исполнении Илькина Мехтиева и Натальи Балиевой привносит в мир ценностей Петруши человеческую верность, стойкость и благородство.
Режиссер Роман Габриа, выступив автором инсценировки спектакля “Маленькие трагедии. Пушкин” (Гомельский областной драматический театр, Беларусь) по мотивам “Моцарта и Сальери” и биографии поэта, предложил поразмышлять о сегодняшнем положении художника. Он задался вопросом, насколько гениальность творца может являться степенью защиты перед властью и государством. Принципиальное решение режиссера состоит в том, что и Моцарта, и Пушкина играют молодые актрисы – Мария Ходякова и Вера Грицкевич. Острый, почти клоунский характер исполнения Марии Ходяковой привносит в образ Моцарта ребячество и полную безнаказанность, чего обычные люди простить не в состоянии. Беззащитность и одиночество Пушкина выразительно проступают в сцене беспощадного допроса-интервью Императором Николаем I – хлесткая работа Сергея Юревича.
Обаятельная по настроению и форме “Барышня-крестьянка” (автор инсценировки и режиссер Анвар Абдулаев) была привезена Ферганским областным русским драматическим театром (Узбекистан). Сюжет разворачивается легко и музыкально, мизансценически вплетая в сцены быта и нравов XIX века атмосферные перепевы народного хора как основного чувственного комментатора в спектакле.
Совершенно иным по характеру диалога со зрителем оказался спектакль “Пиковая дама” (автор инсценировки и режиссер Роман Лыков), Шымкентского городского русского драматического театра (Казахстан). Начинающий режиссер и художник-постановщик Мартын Степанов вместе с молодой труппой – в рамках проекта “постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах и за рубежом” – решились на эксперимент над сюжетом мистической повести. Исследуя возможности современного театра, Роман Лыков выстроил разностилевое пространство, предложив актерам стать соучастниками в придумывании текста пьесы и в оправдании поведения своих героев.
Большое сценическое полотно представил Ереванский русский драматический театр имени К.С.Станиславского (Армения) – спектакль “Маленькие трагедии” в постановке Карена Нерсисяна. Здесь ощутимо страстное желание непременно проговорить со сцены весь пушкинский текст. Образовательная заслуга спектакля становится доминирующей, замещая режиссерскую идею. Спектакль, безусловно, имеет достоинства: и в сценографии, охватывающей все пространство сцены (Карен Григорян), и в музыкальном решении, и в точных актерских работах (Елена Варданян, Артур Петросян, Арен Хачатрян).
Важным событием стал “Евгений Онегин” режиссера Сергея Ефремова из Государственного русского театра драмы имени Ф.А.Искандера (Сухум, Абхазия). Минималистичное сценографическое решение художницы Анжелики Бажиной, точная и эмоциональная световая партитура (Денис Солнцев), актерский ансамбль дают объем поэтическому звучанию пушкинской темы.
Единственный спектакль в жанре театра кукол – “Уединенный домик на Васильевском” по фантастической повести Владимира Титова, записанной “со слов самого Пушкина”, в режиссуре Олега Жюгжды – привез на фестиваль Гродненский областной театр кукол (Беларусь). Фантастический романтизм близок режиссеру, достаточно вспомнить “Лафертовую маковницу”, поставленную в Рязани. Куклы с выразительными взглядами, демонической внешностью, тонкими кистями рук и мистической пластикой благодаря точному взаимодействию с актерами блестяще рассказали историю о чертях и людях.
На “Встречах в России” каждый театр поведал о своем Пушкине: лирическом, новаторском, мистическом, классическом, трагическом, смешном – противоречивом и настоящем.
Екатерина МОРОЗОВА
«Экран и сцена»
№ 5 за 2024 год.