Бегемоты сердятся, статуи возмущаются, камни вопиют

Кадр из фильма “Такие мелочи”

Кадр из фильма “Такие мелочи”

И все это происходило на экране 74-го Берлинского международного кинофестиваля.

Руководство Берлинале – Карло Шатриан (худрук) и Мариэтта Риссенбек (исполнительный директор) – решили перед тем, как в будущем году их сменит первый в истории фестиваля директор-женщина, Триша Таттл, ранее возглавлявшая Лондонский кинофестиваль, не опираться в конкурсной программе на признанные авторитеты, а во многом пойти по пути эксперимента.

В числе немногочисленных авторитетов, участвовавших в основном конкурсе, французы Брюно Дюмон и Оливье Ассайяс, немец Андреас Дрезен, кореец Хон Сан Су. Вот, пожалуй, и все. В отсутствии голливудской продукции и соответственно звезд первой величины красная дорожка слегка потускнела.

Зато было много экзотики и желания удивить. Например, участвовал в конкурсе первый в истории Берлинского фестиваля непальский фильм (“Шамбала”). Впервые Берлинале открывала ирландская независимая картина (“Такие мелочи”). Впервые в основном конкурсе было целых три документальных фильма – “Пепе”, “Дагомея” и “Архитектон”, два из которых стали лауреатами. И уж совсем невероятным кажется тот факт, что их героями являются не надоевшие, очевидно, киношникам всего мира двуногие существа и даже не привидения или инопланетяне, а мертвые животные и неодушевленные предметы – бегемоты, статуи и… камни.

У Пепе-бегемота, при жизни принадлежавшего известному колумбийскому наркобарону Эскобару, а потом убитого нехорошими двуногими и вернувшегося в родные места в виде призрака, низкий малоприятный хриплый голос. Этот голос ведет повествование о нелегкой судьбе самого Пепе и ему подобных. Жюри оценило работу доминиканца Нельсона Карлоса де Лос Сантоса Ариаса, вручив ему “Серебряного медведя” за режиссуру.

Еще больший успех выпал на долю “Дагомеи”, сюжет которой был рассказан зрителям низким басом статуи короля Гозе, возмущавшегося тем, что его заставили покинуть родину и отправили во Францию, где никто не звал его по имени, а обращались к нему лишь по номеру. Дагомея стала независимым Бенином, статуя короля Гозе и прочие артефакты, в конце концов, вернулись на родину, а режиссер фильма, француженка сенегальского происхождения Мати Диоп увезла из Берлина высшую награду – “Золотого медведя”.

Камни у нашего Виктора Косаковского в “Архитектоне” (производство Германии и Франции) не говорят – они плачут, стенают, возмущаются. Это грандиозное, завораживающее зрелище рушащихся скал, летящих в пропасть каменных глыб, потрясающее по своей визуальной мощи, техническому совершенству. Камни словно кричат о том, какими великолепными памятниками архитектуры они являлись, какие эпохи они помнят, какую историю в себе содержат, а сейчас вместо великолепных дворцов, храмов, башен, крепостей, возводившихся на века, глупые люди непонятно почему громоздят ужасные, безобразные коробки, которые рассыпаются через сорок лет.

В “Архитектоне” Виктора Косаковского “поэме о камне” вторит грандиозная музыка Евгения Гальперина – настоящий шедевр киномузыки, достойный самых высоких наград, которые, надеюсь, не заставят себя ждать. Берлинское же жюри этот выдающийся фильм, к сожалению, не отметило.

Так же жюри во главе с кенийско-мексиканской актрисой Лупитой Нионго, известной отечественным зрителям по роли женщины-гуманоида Маз Канаты из “Звездных войн”, сделало не самый удачный, на мой взгляд, выбор актеров на роли лауреатов.

Объединенный гендерно ныне единственный актерский приз достался американскому актеру румынского происхождения Себастиану Стэну – в фильме “Другой человек” (“Другой мужчина”) американского режиссера Аарона Шимберга он исполнил роль человека с редким заболеванием, вызвавшим деформацию лица. В то время как приз нужно было скорее отдавать мастерам пластического грима.

А для, очевидно, гендерного баланса приз за лучшую роль второго плана жюри отдало женщине – Эмили Уотсон, сыгравшей настоятельницу католического приюта для матерей-одиночек (в ирландских “Таких мелочах” бельгийского режиссера Тима Милантса). Между прочим, прачечные сестер Магдалины, эти католические исправительные дома, благодаря которым погибло немало молодых матерей без мужей и детей, просуществовали вплоть до 1996 года. Совершенно неузнаваемая, расплывшаяся Эмили Уотсон сыграла выразительно, но центром фильма все же является Киллиан Мерфи – здесь он бедный угольщик с пятью детьми, аутсайдер с неизбывной тоской в необыкновенных прозрачных бездонных глазах.

Мерфи, исполнив роль в “Таких мелочах”, продемонстрировал свой огромный диапазон – от постановочного “Оппенгеймера” Кристофера Нолана, где он только что снялся, до этой камерной ирландской драмы. К тому же украсил своим присутствием (вместе с одним из продюсеров, Мэттом Деймоном) красную дорожку на открытии фестиваля, где была показана картина.

Кадр из фильма “Дьявольская баня”

Кадр из фильма “Дьявольская баня”

Конкурс Берлинале-2024 в сегодняшние сложные, неспокойные, мутные времена, в целом, им соответствует – эклектичный, немного сумбурный. Здесь и австрийская историческая драма, мрачная, варварская, сюжет которой происходит в средневековье, во времена “охоты на ведьм”. “Дьявольская баня” Вероники Франц и Северина Фиала вызвала бурную реакцию у публики своей шоковой натуралистичностью, визуальным “разгулом”, атмосферой ужаса, мрака, безысходности, депрессивностью.

Приз “за выдающиеся художественные достоинства” достался оператору “Дьявольской бани” Мартину Гшлахту.

Здесь и довольно бесцветная фантастическая (и совершенно несмешная) комедия Брюно Дюмона “Империя” о неожиданно разгоревшейся в нормандской глуши битве за власть во всей Галактике. Жюри небывало расщедрилось, вручив ей Спецприз – “Серебряного медведя”.

И малоинтересная этнография – непальская “Шамбала” режиссера Мина Баадура Бама. Беременная женщина в поисках пропавшего мужа бродит по тибетским горам. Снежные пейзажи, не поспоришь, очень красивые, но характеров, которые являются не более чем приложением к этим пейзажам, настоящей драмы, увы, нет.

И опять, уже в третий раз (“В другой стране”, “Камера Клэр”), Изабель Юппер, одна из редких звезд берлинского конкурса, появляется в картине прославленного корейца Хон Сан Су. В фильме “Нужды путешественника” неизвестно зачем и почему она бродит по корейским городам и весям, пытаясь учить местное население французскому языку. Местное население не понимает, почему она заносит их случайные мысли, слова, воспоминания на какие-то карточки, да и мы, зрители, честно говоря, не очень понимаем, что она здесь делает. Тем не менее “Нужды путешественника” Хон Сан Су получают Гран-при 74-го Берлинского кинофестиваля.

Евгения ТИРДАТОВА

«Экран и сцена»
№ 3 за 2024 год.