Русский народный Флобер

Фото М.ТИХОНОВОЙ

Фото М.ТИХОНОВОЙ

Антон Федоров, как сегодня принято говорить, в тренде. Главный режиссер новосибирского театра “Старый дом”, на его счету спектакли-события в разных театрах страны – “Где ты был так долго, чувак?”, “Ребенок”, “Котлован”, “Вишневый сад”. Отличный сериал про 90-е “Мир! Дружба! Жвачка!” и несколько “Золотых Масок”. Федоров один из немногих сегодняшних режиссеров с узнаваемым почерком и целостной философией. И он умеет развенчивать национальные мифы и вскрывать культурный код так, чтобы было не только смешно, но и страшно.

Только что вышедшая премьера “Мадам Бовари” по роману Гюстава Флобера (копродукция независимого театра “Место” и театральной компании “Арт-Партнер XXI” Леонида Робермана) вполне вписывается в эту парадигму. Спектакль, полный остроумных метафор и вместе с тем мучительной тоски по живому человеку и настоящим чувствам.

Другой вопрос, что увидеть и услышать отчаянный посыл не так просто, Федоров любит обманывать зрителя, подсовывая ему нарочитую и смешную “неправду”. Перед нами разыгрывается вроде бы анекдот и вроде бы даже не про людей, а про мультяшных персонажей, которые и двигаются, и разговаривают не всерьез. В “Мадам Бовари” и вовсе есть сцены, когда не герои, а их рисованные копии живут и любят друг друга на гигантском белом ватмане (анимация Нади Гольдман). Французы ли они? – точно нет. Федоров, выступающий и художником своей постановки, подчеркивает, что действие происходит на нескольких квадратных метрах серой московской панельки, с продавленной узкой тахтой вместо супружеской кровати и с псевдоокном в глухой стене вместо лионских красот.

Эмма в исполнении запоминающейся Натальи Рычковой – совершенно обычная русская жена, только от “бытовухи” и ненавидящей ее свекрови-монстра (как всегда карикатурно-точная Ольга Лапшина) прячущаяся свою тоску и несчастье не в турецких сериалах, а во французских романах. Нелепо вышагивающий, “никакой” муж Шарль (Семен Штейнберг), нелюбимая и раздражающая дочь (актриса очень маленького роста Анна Никишина), жутковатые любовники-фрики (Артур Бесчастный и Сергей Шайдаков) – вот герои ее истории. Все пытаются болтать по-французски. Бесконечные “читасьон”, “спасибле” и с эротическим придыханием выговариваемые “Жанна д’Арк-Мария Стюарт” сначала вызывают смех, но чуть погодя – чувство неловкости и брезгливости. Как и одежда под французские бренды (подбор костюмов – Мария Доронина). И нелепые фантазии про большую любовь рядом с пошляками и мерзавцами, у которых разве что буквами на лбу это не написано.

Французская классика поставлена Антоном Федоровым так, что в ее “национальном” звучании невозможно усомниться. Тысячи женщин живут, как Эмма. Не хотят замечать, что до жизни выдуманной европейской богемы им бесконечно далеко, деньги нужно зарабатывать, от нелюбимого мужа уходить, а с нелюбовью к ребенку что-то делать. Неумение справляться с реальностью, понимать и принимать ее стоит им жизни.

И выясняется, что показанная Федоровым лихая и комическая история на самом деле душераздирающая трагедия. Оглушительный финал, в котором все выходят из образов фриковатых дурачков и дурочек, долго не отпускает. Эмма умирает от передозировки наркотиков. Умирает на руках у мужа, истошно крича от боли. В качестве “титров” – рисованная русская Бовари, уверенно идущая по тонкой линии между реальностью и мечтой, жизнью и смертью. И из колонок – хит Nirvana My girl.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 2 за 2024 год.