Большой фестиваль мультфильмов состоялся этой осенью уже в семнадцатый раз и проходил в двух форматах – с 27 октября по 7 ноября в кинозалах Москвы, а с 20-го по 27 ноября в режиме online. Больше сотни короткометражек и несколько полнометражных анимационных картин участвовало в конкурсе. Не менее насыщенная внеконкурсная программа состояла из спецпоказов, лекций, мастер-классов, встреч режиссеров со зрителями и других мероприятий.
По сложившейся традиции БФМ одним из его важнейших событий стала лекция Юрия Борисовича Норштейна. Мастер размышлял на тему “Искусство как преображение мира”, ссылаясь на поэзию Блейка, Бродского, Назыма Хикмета и Басё, живописные полотна эпохи Возрождения, сочинения Николая Гоголя, фильмы Марлена Хуциева и Отара Иоселиани… Анимационных примеров на этот раз в лекции мэтра не было. Тем не менее, сформулированная и блестяще раскрытая тема, задала высокую планку фестивалю мультфильмов, появившихся в недавнее время.
СОЦИУМ И ПСИХОЛОГИЯ
Сокровенные волнения, тревоги и радости лаконичная, условная анимация превращает то в сказку, то в поэтическую зарисовку, то в танец, то в ожившую песню, то в анекдот, а то и в психологический этюд. Психологические размышления в программах фестиваля были особенно многочисленны и заметны и, пожалуй, обозначили одну из тенденций художественного процесса (хотя разговор о каких-то магистральных линиях в анимации вряд ли уместен – сколько аниматоров, столько и стилей, и каждый художник интересен именно тем, что не похож на других). Фильм режиссера Элины Сибгатуллиной “Выгорание” придал актуальной психологической проблеме буквальный смысл. Перегорает солнышко, встающее по будильнику в четыре утра и направляющееся в переполненном вагоне метро на свою важную работу – греть Землю. С каждым днем преодолевать себя светилу все труднее, но выхода нет. В итоге ресурс исчерпан – обледенелое, обозленное солнце морозит и убивает все живое на подопечной ему планете. Грозное предупреждение всем, кто не жалеет себя в погоне за трудовыми подвигами.
Еще страшнее и острее – фильм Насти Лисовец “Ее электрический свет”, удостоенный приза жюри за лучший студенческий фильм. История подросткового сиуцида нарисована кривовато и торопливо, словно почеркушки на полях школьной тетрадки. Но кажущаяся небрежность изображения придает происходящему особую трогательность и нерв. Взрослеющая девочка страдает от непонимания родителей. Их попытки привести странную дочку в пресловутую норму довольно неуклюжи. Образ появляющегося психиатра откровенно карикатурен. Внушительная докторша, несмотря на наличие третьего глаза на лице, не лечит, а вносит раздоры в семью. А между тем мохнатое круглое существо, живущее в подсознании одинокого ребенка, нашептывает разные варианты ухода из жизни. И только взаимная сердечная боль матери и дочери (тоже нарисованная буквально, детской трогательной линией от сердца к сердцу) не допускает трагедии. Родительская любовь побеждает, все кончается хорошо.
Некомпетентных психологов и их распущенных пациентов лихо высмеивает “Момотара” (режиссеры Фатима Ужахова и Арина Карташова), а “Rock & Frogs”, сделанная Полиной Андреевой, Элиной Сибгатуллиной и Екатериной Стерховой тоже смешно и гротескно, говорит о важном умении отстаивать свое личное пространство. “Полынь-25” (взрослый, 18+) Нади Гольдман противопоставляет бесчувствие взрослой женщины яркому эмоциональному миру ребенка. Или это забытое “второе я” пресыщенной красотки? Смелый и острый фильм Нади Гольдман удостоился приза критики.
О несоответствиях во взаимоотношениях мужчины и женщины сняла свой фильм Елизавета Скворцова. Роман смешных героев развивается на фоне абсурдной действительности российской глубинки. В основе “Омички” – нелепые заголовки СМИ, указывающие на то, что в каждой обыденной ситуации есть место фэнтези. Лихой юмор о живучести смекалистого люда удостоился специального упоминания жюри “За красоту спины и маринад из новостей”.
А за “живительный юмор и заботу об усопшем” жюри отметило фильм, далекий от психологических и социальных проблем – археологический анекдот про египетскую мумию “Спи, мой хороший!” (режиссер Дуся Геллер).
Прямое социальное высказывание, занимательно выраженное в фильме режиссера Егане Магаддам (Иран) “Наша форма”, рассказывающем о ношении хиджаба в мусульманской школе для девочек, покорило жюри и удостоилось Гран-при. В “Нашей форме” действуют разные виды одежд, заявляющие от имени своих владельцев о том, что все люди разные.
Иносказательный “Подсолнух” (Россия/Франция, режиссер Наталья Чернышева) – портрет растения-индивидуалиста (специальное упоминание жюри “за визуальную целостность и честность”), антивоенная “Жатва” Ивана Архипова, сделанная в технике станковой графики на металле, “Печаль не навсегда” Алексея Ермолаева (диплом “за надежду на сменяемость”) – коллаж из произведений мировой живописи на тему о пропавшей красоте, задевают темы серьезные и глубокие. Краткий хронометраж картин не помеха глобальным размышлениям их создателей.
МРАЧНОЕ ЗАВОРАЖИВАЮЩЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Многие фильмы пронизывают тревога, смутные предчувствия чего-то страшного. На мрачный лад приближающегося конца света настраивает “Визионер”, получивший диплом за техническое мастерство (режиссер Всеволод Булавкин), навеянный образами Босха. Зловеще-ироничный “Волк думающий” (снятый Юлией Евдокимовой и озвученный Константином Хабенским) тоже не оставляет надежд на лучшее. В главном герое угадывается постаревший волчок из “Сказки сказок” Норштейна. Мрачный думающий волк когда-то так же утащил ребенка из колыбели, но, в отличие от своего светлого предшественника, обошелся с жертвой беспощадно, за что и сам поплатился. В сущности, повествование ведет не сам волк, а его шкура, висящая на стене, вспоминающая жизнь своего хозяина.
Жутковатый “Ведрити” Никиты Мещерякова получил приз жюри за лучший профессиональный анимационный фильм. Сильно и пафосно размышляет он о природе власти. Алчная, ненасытная женщина поедает рыб. Так метафорически изображены многочисленные жертвы. Взрываются храмы, супрематические картины Малевича вливаются в моря крови… Хищный, убийственный образ “героини” вызывает недвусмысленные ассоциации. Хотя по пояснению режиссера, героиня всего лишь разрабатывает компьютерную игру.
Эстетизация жути увлекла Николая Лихтенфельда и Николая Костюрина – создателей фильма “Мальчик-с-пальчик” (специальное упоминание жюри “за мрачное завораживающее путешествие”). Завораживает угрюмый, монотонный ритм бесконечного движения. Размеренно разворачивающееся изображение то затягивается в воронки и спирали, то распадается на осколки отражений разбитого зеркала. Лес состоит из пожухлых листьев, переплетений веток и тысячи опасностей. Там скачет соломенный олень и бродит рваный лоскутный медведь. Братья Тома понуры и покорны. Людоед в очках образован и хладнокровен. Перипетии отнюдь не сказочного фильма сложны и мучительны. Образы сюрреалистичны и туманны. Но красиво анимированные кошмары действенно изживают детские и взрослые страхи, а сквозь дыры людоедской шинели прорастают подснежники.
КРУЖЕВА, НОСКИ И ЕЛКИ РУЧНОЙ РАБОТЫ
Мрак, боль, страх обращают на себя внимание так сильно, что порой затмевают радостные, положительные эмоции. А ведь хорошие смешные, обаятельные, добрые мультики преобладали в программе фестиваля. И детская “мультяшность” не исключала взрослости тем, как, например, в рисованной “Сказке про дружбу” о двух миролюбивых королях (режиссер Александр Гурьев, актер за кадром – Павел Любимцев) или в кукольном фильме Ольги Титовой “Носки для звезды”, где вязание и кружевоплетение приобретают вселенское значение.
Светом и юмором переполнены “Миллионы алых роз” Галины Голубевой, разыгранные дымковскими игрушками, на сей раз выполненными из пластилина. Беспроигрышные сюжеты из школьной жизни остроумно представлены в фильме “Мой Пушкин” Юрия Томилова, где действуют и настоящие дети с учительницей и рисованные персонажи, и в сказочной “Школе елок” Анастасии Махлиной, все участники которой сшиты из фетра. Мечты о желанных детях оживают в забавном немецком фильме “Принцесса-баклажан” (автор Дина Великовская, специальное упоминание жюри за “напоминание, что чужих детей не бывает”) и в поэтичной казахской картине режиссера Маржан Жубаныш “Дети – это праздник”, нарисованной в стиле красивых национальных орнаментов.
Трудно нанизать все впечатления от фильмов семнадцатого Большого фестиваля мультфильмов на нить единой темы, настолько они ярки и разнообразны. Так, совершенно отдельным и особенным видится “Хармс” Светланы Андриановой по миниатюрам великого абсурдиста. Картина состоит из мини-новелл, сделанных в разных манерах. Вываливаются старухи с авоськами и цветочными горшками вместо голов. Столяр Кушаков, человечек с дорожного знака, смиренно перемещается по схеме повторяющихся неурядиц. Машинописные строчки хармсовских фраз оживают, действуя в соответствии с заданными характерами. Слова дерутся, буквы толкаются, строчки извиваются и выпрямляются вновь. Юмор и ирония пересиливают кошмары абсурдного бытия. Большой фестиваль мультфильмов лишний раз доказывает, что такие победы возможны не только в анимации, но и в обычной жизни.
P.S. Награды 17-го Большого фестиваля мультфильмов также получили:
“Цыпленок для Линды” (Франция/Италия) – приз за лучший полнометражный анимационный фильм;
“А-А-А!/ АААН!” (Франция) – специальный приз жюри;
“Добро пожаловать в Саратов!” (Россия) – приз зрительских симпатий.
Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
«Экран и сцена»
№ 23-24 за 2023 год.