Сети одиночества

Сцена из спектакля "Снегурочка". Фото А.ИСАЙЧИКА

Сцена из спектакля «Снегурочка». Фото А.ИСАЙЧИКА

В конце августа в Нягани прошел XVII фестиваль-лаборатория «Колесо» (совместный проект СТД РФ и РАМТа). Фестиваль одного ТЮЗа в одном отдельно взятом городе («ЭС» о «Колесе» неоднократно писала), куда худруки и директора ТЮЗов приезжают не только смотреть спектакли, но и делиться общими проблемами, а критики – участвовать в обсуждениях репертуара.

Няганский ТЮЗ – единственный театр в городе с населением в 58 тысяч жителей – любим горожанами, зрители узнают актеров на улицах и наоборот.

Открылся фестиваль «Колесо» спектаклем-променадом «Знакомьтесь, Нягань!» (команда «Эскизы в пространстве»). Путешествие на автобусе открывает публике реальные исторические события, легенды хантов и городские мифы-страшилки. На каждой остановке зритель становится непосредственным участником спектакля. Группа людей водит веселый хоровод на площади, а очутившись в излучине реки, оказывается свидетелями рассказа о трагической истории репрессированных.

Увиденные на фестивале спектакли рифмуются между собой. Используя самую разную драматургию, режиссеры размышляют об одиночестве. Главная героиня «Снегурочки» Островского в интерпретации Филиппа Гуревича – ребенок с ментальными особенностями, она не может испытывать любовь. Все ее попытки стать частью социума тщетны. Действие пьесы время от времени прерывает вербатим, актриса Анастасия Крепкина произносит монолог о семье, где растет ребенок с расстройством аутистического спектра, а на заднике за ее спиной возникает видеопроекция. Камера показывает реальную маму, когда-то принявшую решение, несмотря ни на что, растить своего особенного ребенка. Драма таких семей, зачастую скрытая от посторонних глаз, выходит на первый план.

Если в спектакле Гуревича у главной героини врожденная неспособность любить, то у Кати из «Калечины-Малечины» (по книге Евгении Некрасовой) в постановке Сойжин Жамбаловой – дар любви отнимает окружающий мир. В прологе главная героиня скачет на скакалке, прыжки задают тревожный ритм. Мир на сцене лишен сочувствия, у каждого персонажа своя травма. Катя постепенно изживает в себе детство, но ее способ самозащиты превращает героиню в маленькое чудовище, то ли из ужастиков про «черную руку», то ли из сводок криминальных новостей. У каждого из артистов есть право на монолог, возможность выйти из образа и рассказать о своих детских катастрофах.

Одиночество не щадит ни вымышленных персонажей, ни реальных людей. Этот мотив звучит во многих стихотворениях поэтов Серебряного века. «Здесь одиночество меня поймало в сети», – писала Анна Ахматова. Действие спектакля-концерта «Цех поэтовъ» (режиссер Иван Комаров) происходит в петербургском литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака». Жанр концерта не предполагает психологического вживания в образ, но постоянные обитатели подвала узнаваемы, хотя образы их лишь намечены. Так жизнь Мандельштама (Ильнур Мусин) выстраивается в монолог от детских воспоминаний до строк – «Мне на плечи кидается век-волкодав».

Разговор об одиночестве и бесприютности продолжает в своем спектакле «Звездный час по местному времени» Сойжин Жамбалова. В его основе пьеса Георгия Николаева (в свое время переработанная в сценарий фильма Николая Досталя «Облако-рай»). Главный герой Коля (Илья Чан) – ничем не примечательный разгильдяй, чьи философские рассуждения о жизни на «бледно-сером участке глобуса» никому не интересны.

Так бы все и оставалось, не произнеси Коля, зайдя к соседу на чай: «Уезжаю я», и с этого вранья начинаются перемены. На расспросы хозяев дома он отвечает, прижимая к груди табурет, точно для защиты. Врет сначала неуверенно, а потом все бойчей. Может быть, впервые за жизнь его слушают внимательно. Теперь он достоин внимания, слухов, популярности, в конце концов! Вот только к испытанию славой парень оказывается не готов.

Праздничный стол, накрытый по случаю проводов, тянется вдоль всей авансцены, гости набрасываются на закуски, но вскоре пускаются в пляс. В их танце под песню группы «Руки вверх» сквозит отчаяние остающихся. Абсурдная жизнь выталкивает Кольку уже против его воли, и чем громче звучат пожелания доброй дороги, тем сильнее ему не хочется никуда уезжать.

В комнате, которую должен покинуть герой, появляется новый потенциальный жилец, невероятно похожий на самого Кольку. Глядя друг на друга как в зеркало молодые люди садятся на разные края кровати с панцирной сеткой и замирают.

Спектакль начинается и завершается томительным ожиданием. В центре сцены – автобусная остановка, но ждать автобус бесполезно. Ведь отсюда еще никто не уезжал в светлое будущее.

В самом названии фестиваля-лаборатории заложен мотив пути, непрерывного движения. Участниками «Колеса» много лет подряд становятся театры, не желающие стоять на месте, и спектакли Няганского ТЮЗ очередное тому подтверждение.

Нина МАЛЫГИНА

«Экран и сцена»
октябрь 2023 года.