Англичанка Кэти Митчелл – в числе бесспорных лидеров европейской режиссуры, чьи работы в опере, драме и на стыке жанров российскому зрителю повезло видеть, в первую очередь мы обязаны этим фестивалю “Новый европейский театр”.
Рассудочность конструкций художественной вселенной, внешняя сдержанность, универсальность тем и жесткость концепций, как правило, сочетаются в постановках Митчелл с внятностью режиссерского высказывания.
Ее отличают исключительная принципиальность и абсолютная поглощенность работой. Она пытлива и дотошна, ее беспокойный разум склонен к непрерывному анализу. Однажды Кэти Митчелл отправила драматургу, чье сочинение ей предстояло воплотить на сцене, 225 вопросов по пьесе, а потом на основе ответов составила 50-страничный документ, который предложила прочесть на первой застольной репетиции вместо оригинальной пьесы. Свой подход к режиссуре Митчелл, бывавшая в России и много ставящая в театрах Германии, полагает никак не британским, систему Станиславского же называет “мой ящик с инструментами”.
В этом рабочем ящике скопился, конечно же, и ее собственный инструментарий. Его она инвентаризировала и описала в выпущенной в 2009 году книге “Ремесло режиссера” (The Directors Craft), жанр которой обозначила как “справочник театра”. В справочнике Митчелл предельно простым языком изложены трудности и азы режиссуры, описана гигиена профессии.
Предлагаем читателям несколько фрагментов из книги Кэти Митчелл (купюры не обозначены), переведенных с английского языка Зоей Бороздиновой.
Кастинг
Уделите каждому человеку не менее получаса. Безразличие к пьесе в целом, сосредоточенность на одной роли – тревожный сигнал. Актер может захотеть использовать своего персонажа, чтобы проработать личную проблему, с которой лучше справится психотерапия.
Объясните свое понимание пьесы, роли и репетиционного процесса. Описание процесса обеспечит вам “страховку” на будущее.
Когда прослушиваете актеров на маленькие роли, не притворяйтесь, что роль больше, чем она есть на самом деле, и что вы добавите к ней что-то еще.
Дайте задание исполнить короткую сцену из спектакля. Каждый прослушивающийся на роль должен читать одну и ту же сцену и выполнять одни и те же задания – это поможет вам оценивать справедливо и точно.
Репетиции
Мысли, которые крутятся у вас в голове, когда вы входите в репетиционный зал, будут определять вашу работу. Если, например, у вас возникнет мысль: “Актеры – это сложно”, вы войдете в комнату в оборонительной манере, ожидая встретить проблемы даже там, где их нет. Если у вас возникнет мысль: “Актеры – особенные”, вы войдете в комнату, обеспокоенные тем, что сами недостаточно особенны.
Уделите несколько минут и дополните предложение “Актеры – …” несколькими простыми прилагательными. Запишите свои мысли, даже если они не кажутся вам важными. Вы обнаружите, что в списке есть “положительные” слова, такие как “творческие” и “смелые”, и “отрицательные” слова, такие как “требовательные” и “трудные”. Вместо слов “пугающие”, “трудные” или “особенные” используйте “взрослые”, “квалифицированные мастера” или “ответственные”.
Всегда найдутся люди, с которыми невозможно работать. Все ваши попытки направить их потерпят неудачу. Вы выбрали не того человека. В таких случаях важно помнить две вещи. Во-первых, не искажайте свой рабочий процесс: не принимайте один способ репетиций для сложного актера и другой для остального ансамбля – вы можете потерять доверие. Во-вторых, убедитесь, что сложный актер не занимает все пространство ваших мыслей. Сконцентрируйтесь на других – и на том, что вы можете изменить и развить. Не позволяйте негативному опыту работы с трудными актерами сформировать ваше представление о профессии, полной проблемных и тревожных личностей.
Двенадцать золотых правил работы с актерами
- Развивайте терпение и долгосрочное мышление.
Работайте медленно, делайте маленькие шаги, а не большие скачки. Не реагируйте на работу актеров на первых репетициях так, будто это конечный результат, а не шаг к результату.
- Будьте последовательны.
Будьте последовательны в использовании художественного языка, в своих целях, в поведении и отношениях. Не отдавайте никому предпочтение, чтобы этим не создавать конкуренции. Давайте четкую и ободряющую обратную связь каждому участнику ансамбля, независимо от статуса, который можно измерить, подсчитав количество реплик или ролей в кино.
- Не беспокойтесь о том, чтобы понравиться актерам.
Заботясь об этом, вы станете избегать говорить о чем-либо сложном или вызывающем, или начнете стремиться к тому, чтобы все хорошо провели время, а не сосредоточились на работе. Даже если ваша цель – понравиться, маловероятно, что у вас получится.
- Сделайте текст медиатором любого конфликта.
Позиционируйте текст как арбитра между собой и актером, если возникнут разногласия. Прочитайте его вместе, ищите самое простое впечатление, которое он производит. Это поможет актеру увидеть разницу между тем, что он хочет, тем, что хочет режиссер, и тем, что написано на странице.
- Не обвиняйте актера, если что-то пойдет не так.
Если в упражнении, импровизации или репетиции сцены возникла проблема, не стоит обвинять актера – ни вслух, ни про себя. Предположите, что это ваша вина. Вы могли дать указание слишком быстро или абстрактно, и актер не понял, чего вы хотите. Спросите себя, не мешало ли ваше настроение или занятость другими делами тому, как вы передавали задачу актеру. Когда вы определили возможную причину проблемы, дайте новые инструкции и повторите сцену.
- Всегда извиняйтесь, если допустили ошибку.
Режиссерские ошибки бывают разных размеров и принимают разные формы. Вы можете дать путаные указания, сбивающие с толку, или вызвать актера на репетицию, но, отстав от графика, так и не дойти до сцен с его участием. Если допустили ошибку, немедленно извинитесь – коротко и внятно, а затем двигайтесь дальше. Не поддавайтесь искушению скрыть ошибку из-за смущения или гордости. Если вы так сделаете, то актеры последуют этому примеру, создав нездоровую рабочую среду, где все тратят энергию, притворяясь, что они правы. С другой стороны, не извиняйтесь каждую минуту за мелкие ошибки, заметные только вам. Актеры подумают, что вы не уверены в себе.
- Не используйте кого-либо в качестве груши для битья.
“Грушами” часто оказываются помощники режиссера, ассистенты или актеры, играющие небольшие роли. Отнеситесь к кому-то плохо, и уважение к вам в репетиционном зале будет подорвано. К тому же вы создадите атмосферу страха. Актеры будут бояться, что вы можете наброситься и на них.
Если негативные эмоции охватывают вас регулярно, поработайте над собой вне репетиционной комнаты. Выясните, что их вызывает, научитесь их подавлять.
- Не торопите актеров, но сами следите за временем.
Никогда не создавайте у актеров впечатление, что времени нет или его очень мало – даже если это так. Держите беспокойство о времени при себе, не смотрите постоянно на часы – лучше повесьте их в зале и поглядывайте незаметно. Отдельно поработайте или поговорите с актером, который замедляет процесс, например, опаздывает.
- Следите за “мышлением аудиторией” у актеров.
Конечно, у режиссеров и актеров в голове должны быть мысли о зрителях. Однако есть полезные и бесполезные мысли. Полезные мысли: “Я хочу, чтобы этот персонаж в этой ситуации был понятен зрителю”. Бесполезные: “Я хочу произвести впечатление на пуб-лику”.
Научитесь различать действия и жесты, которыми актер специально наделяет своего персонажа, от действий и жестов, присущих застенчивым актерам. Например, застенчивый актер может постоянно проводить пальцем под носом, прикрывать рот рукой во время разговора или часто поглаживать волосы. Дайте актеру время, но если это не поможет, попросить поменьше думать о зрителях.
- Сохраняйте четкость границ между частной жизнью актеров и работой.
Актер часто использует события из своей жизни, чтобы выстроить своего персонажа, просите вы его об этом или нет. Если это полезно для спектакля, не вмешивайтесь. Но если актер начинает использовать репетиционный зал в качестве кабинета психотерапевта, найдите способ остановить его. Не расспрашивайте актера о личной жизни, за исключением тех случаев, когда его что-то так сильно беспокоит, что влияет на способность выполнять работу. Помните, что у вас нет квалификации врача и вы можете очень быстро оказаться не в своей тарелке. Помните также, что режиссура – это не решение личных проблем актеров.
Не пейте слишком много и не делитесь личной информацией, которая может запутать отношения с актерами.
- Не давайте указания в последний момент.
Указание, данное в последний миг, отменяет все указания, дававшиеся ранее. Играть актеры будут плохо, потому что не имели времени обдумать смысл. Если в последнюю минуту у вас возникла новая идея, запишите ее в блокнот и изложите в следующий раз.
- Берегите себя.
На каждой репетиции случаются эпизоды, когда режиссер теряет самообладание. Но от того, как вы справитесь с кризисными ситуациями, будет зависеть успех постановки. Постарайтесь сохранить самообладание – так будет лучше для всех участников спектакля. Они увидят, что есть проблема и что вы над ней работаете. Помните: чем больше вы практикуетесь в своем ремесле, тем больше вы готовы к моментам уязвимости.
Неизбежны минуты, когда репетиционный зал превращается в пугающее место. Это может произойти из-за того, что личные отношения (о которых вы ничего не знали) открываются на ваших глазах, или, например, если один актер постоянно цепляется к другому. Такие события всегда сопровождаются вспышками эмоций, обычно агрессии или слез. Помните, что вы несете ответственность, и, если ситуация выходит из-под контроля, часто лучшим решением будет объявить перерыв.
Обязательно покиньте репетиционный зал, пару раз обойдите квартал, либо в одиночку, либо с кем-то, не участвующим в конфликте, кому вы можете доверять. Проанализируйте, что произошло, и решите, какие шаги можно предпринять, чтобы напомнить участникам, что они прежде всего профессионалы.
Публикацию подготовили Зоя БОРОЗДИНОВА и Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена»
№ 21-22 за 2023 год.