Двадцать лет – солидная дата для фестиваля. “Золотая репка” начиналась как скромный региональный смотр, объединявший детские театры Поволжья. Однако этот смотр, инициатором которого стал самарский театр юного зрителя “Сам-Арт”, не стоял на месте (в прямом и переносном смысле). Первые два фестиваля участники жили на пароходе, позже сошли на сушу. Тем временем уровень программы рос, а вместе с ним менялся и сам театр-хозяин.
Директор Сергей Соколов сумел собрать вокруг своего дела известных творческих людей. Ольга Глазунова, заведующая детским Кабинетом СТД РФ, предложила модель фестиваля искусств для детей и молодежи. Адольф Шапиро – идею реконструкции здания (прежде “СамАрт” обретался в унылом типовом кинотеатре).
Название “Золотая репка” появилось в 1997 году. Авторство принадлежит поэту, драматургу и композитору Андрею Усачеву. “Золотая репка” замышлялась как детская “Золотая Маска” (позже идея воплотилась в питерском “Арлекине”), тогда же возник символ фестиваля – фигурка, напоминающая народную игрушку. Ее нарисовал Тонино Гуэрра. По просьбе Ольги Глазуновой Ирина Уварова попросила Гуэрру, который гостил в Москве, помочь: он тут же на салфетке изобразил свое представление о никогда не виденной им овощной культуре.
В программе появились музыкальные и кукольные спектак-ли, поэтические вечера, параллельно возник детский кинофестиваль. Драматург Михаил Бартенев сформулировал девиз “Золотой репки”: “Все лучшие – детям”. Смысл фестиваля – показать, что искусство для детей должно делаться первоклассными мастерами.
В Самару приезжали поэт Валентин Берестов, композитор Владимир Дашкевич, артист Александр Филиппенко, клоуны-мимы “Лицедеи”.
Новое здание по проекту Юрия Харикова с тремя сценами (третья войдет в строй в обозримом будущем), оснащенными современной аппаратурой, способными трансформировать пространство, очень скоро стало мощным стимулом для спектаклей Адольфа Шапиро, Александра Кузина, Георгия Цхвиравы, Анатолия Праудина.
В 2008 году “Золотая репка” превратилась в фестиваль-лабораторию. С этого момента главной своей задачей “СамАрт” считает воспитание молодой режиссуры. Сегодня в репертуаре целый ряд спектаклей – результат работы Лаборатории под руководством Михаила Бартенева и Олега Лоевского. Среди них – “Красная шапочка” Полины Стружковой, “Азбука Льва Толстого” Юрия Алесина и Евгения Зимина, “Птица Феникс возвращается домой” Веры Поповой. В тюзовском поле, где утренник с надоевшими штампами по-прежнему остается главенствующим, любое отклонение в сторону живого театра особенно ценно.
В нынешнем году участникам лаборатории предложили самостоятельно выбрать материал (ранее пьесы, в основном современные, предлагались руководителями, упор делался на драматургию для младшей аудитории). Двое выбрали “Палату № 6” и “Дядю Ваню” А.П.Чехова, один – забытый рассказ Е.И.Замятина “Пещера”. Разглядеть в эскизе контуры будущего спектакля удалось в “Пер Гюнте” Артема Устинова (выпускника Мастерской С.В.Женовача в ГИТИСе). Режиссер порадовал свежим взглядом на ибсеновскую пьесу, сочинил энергичное, озорное и одновременно поэтичное зрелище. Перенесение истории в наши дни кажется оправданным, для молодого, мятущегося Пера (Святослав Альшанов) – “сильней на свете тяга прочь”, из дома, от любящей его Сольвейг (Ирина Иванова). Герои существуют в пространстве импровизации (джаз – один важных компонентов действа). Возникновение фольклорных персонажей трактуется как сон главного героя, в этих, как и в других, моментах эскиза много комического, забавного. Тем контрастнее, пронзительнее драматические сцены, такие, как смерть Осе (Антонина Конева). Хотелось бы надеяться, что работа над спектаклем продолжится в театре. Конечно, предугадать результат удается не всегда. Два года назад участница Лаборатории Александра Мамкаева (ученица Анатолия Праудина) предложила “Девочку со спичками” Андерсена. В спектакле “СамАрта” от первоисточника сохранилось лишь название. Действие рождественской сказки неожиданно переместилось в родные пенаты, где пьяница-отец не пускает дочку домой. Замерзающая девочка по прихоти режиссера и драматурга А.Волошиной попадает в барский дом (в пьесу включен рассказ Ф.Сологуба), а в финале превращается в куколку-балерину из “Стойкого оловянного солдатика” и вместе с героем сгорает в огне камина. Маленькие зрители реагируют на фокусы и игру фигурок теневого театра, взрослым же уловить логику режиссерского замысла мудрено.
Участница той же Лаборатории Женя Беркович (выпускница курса К.С.Серебренникова, ныне работающая в “Гоголь-Центре”) покорила своим благородным фанатизмом. Она взяла непривычный материал – “психотерапевтическую” пьесу П.Виттенболса “Сторожевая собачка” о преодолении отчаяния семьей, потерявшей отца, и предъявила фактически готовый спектакль, где методом отчуждения сняла всякий намек на сентиментальность. Поручив роли девочек актерам, а единственную мужскую роль – актрисе, она добилась отличного результата, показав, какими средствами можно говорить с подростками на самые серьезные и трагические темы. На фестивале ее спектакль, вошедший в репертуар “СамАрта”, оказался одним из самых запоминающихся. Вместе с режиссером театр осваивает terra incognita. Вот почему, так важна была бы обратная связь – обсуждение спектакля с подростками.
Основная программа юбилейной “Репки” состояла преимущественно из классики. Открывал фестиваль саратовский ТЮЗ имени Ю.П.Киселева спектак-лем Адольфа Шапиро “Капитанская дочка”. Вместе с художником Юрием Хариковым режиссер создает магическое пространство, в котором главной “героиней” становится рукопись Пушкина: декорации и костюмы испещрены знакомым почерком (черные буквы на белом фоне, белые – на черном). Сцены спектакля решены как рисунки на полях черновика, порой становясь излишне иллюстративными. Более всего удались образы капитана Миронова и Василисы Егоровны в исполнении прекрасных артистов Юрия Ошерова и Светланы Лаврентьевой.
Высокий класс мастерства демонстрировали Александр Романов и Андрей Иванов в спектакле “Фауст. Первый опыт”, поставленный Романом Феодори в тверском ТЮЗе. Чудо омоложения Фауста дается простым приемом – артисты меняются ролями (таким образом, каждый играет и Фауста, и Мефистофеля). Менее убедительным показалось “расчетверение” Гретхен на Невинную, Влюбленную, Порочную и Безумную. Великолепный дуэт актеров Романова и Иванова, в котором есть и глубина, и точность, существует в антураже массовых сцен, балансирующих на грани китча.
“Гамлет” Анатолия Праудина (одна из последних премьер “СамАрта”) заинтриговал, но и озадачил. Идея развенчания главного героя не нова, хотя мотивировка “из частного человека, вообразившего, что он может исправить вывихнутый век, Гамлет превращается в машину мщения” – вполне имеет право на существование. “Это горько, но и смешно”, – уверяет режиссер. А потому все остальные персонажи – уродливые маски фарса, включая корпулентного Призрака отца Гамлета, появляющегося на сцене в паре с Духом (Татьяна Наумова) – глумливой хромой девицей в красном бикини. Павел Маркелов, один из лучших артистов “СамАрта”, играет превосходно. До поры, до времени ему дано право оставаться человеком страдающим, железная цепь на шее кажется веригами, но позднее эта цепь станет оружием. Сильная метафора. Преступив, Гамлет Маркелова сходит с ума. В сцене с могильщиками, вытаскивающими из ямы не только череп, но и полуразложившийся труп бедного Йорика, становится окончательно ясно: “светильник разума угас” (ни на воспоминания о шуте, таскавшем юного принца на спине, ни на оплакивание Офелии, герой не способен). Есть ощущение, что четыре часа – многовато для концепции Праудина, да и идея перевести шекспировский текст на некий “воляпюк” (подстрочный перевод и стилизация Аси Волошиной), на котором объясняются персонажи, режет ухо. Хотя стоит отметить увлеченность труппы режиссером и еще две интересные гротескные актерские работы – Алексея Меженного (Клавдий) и Ольги Агаповой (Гертруда).
В финале “Золотой репки” показали “Датскую историю” А.Шапиро петербургского ТЮЗа имени А.А.Брянцева в постановке Александра Кузина. Она закольцевала историю фестиваля. В 1995 году дипломный спектакль ярославских студентов А.С.Кузина “Датская история” стал событием в Самаре, пленил молодым драйвом. Тогда действие происходило в танцклассе и напоминало череду увлекательных этюдов. Ныне режиссер переносит действие в осыпающийся от старости, некогда прекрасный дворец (художник Кирилл Данилов), захваченный птичьим двором. Разумеется, в этих птицах зашифрованы вполне узнаваемые характеры обывателей. Написанная в советские времена пьеса вновь обретает смыслы, казавшиеся двадцать лет назад неактуальными. Например, тема эмиграции гадкого утенка в дальние края. В спектакле чудесный ансамбль, в котором лидируют Мать-утка – Василина Стрельникова и Испанка – Ольга Карленко. Обе актрисы не впервые в Самаре, где до сих пор помнят огромный успех “Лешего” Григория Козлова, в том спектакле они играли роли Юлии и Сони. Не отстают от старших и совсем молодые артисты.
Следующая “Золотая репка” состоится через два года. За это время должна полностью закончиться реконструкция “СамАрта”. Появление еще одной сцены (на этот раз большой), без сомнения, даст новый импульс фестивалю-лаборатории.
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 18 за 2014 год.