Трагедия не всерьез

Фото Л.ГЕРАСИМЧУК

Фото Л.ГЕРАСИМЧУК

У фоменок – премьера. Один из самых преданных учеников Петра Фоменко – Иван Поповски – поставил последнюю чеховскую пьесу, позвав на главные роли действительно звездный состав. “Вишневый сад” теряют и обретают вновь Галина Тюнина, Кирилл Пирогов, Федор Малышев, Мария Андреева.

Фоменки не изменили ни слова в тексте, ничего не купировали – снова продемонстрировали литературоцентричный театр, верный заветам своего основателя. Что сразу бросается в глаза – расставленные режиссером акценты. “Вишневый сад” Поповски не столько про расставание с прошлым, сколько про предвкушение будущего, оторванное от реальности, нарочито театральное и потому нелепое. Это не трагедия в чистом виде, это фарс про стареющих детей, жестоких и глупых. Если вспомнить недовольство Чехова мхатовской серьезной и тяжеловесной трактовкой пьесы, пазл складывается. Зрителю, принимающему такую систему координат, спектакль покажется удачей.

Галина Тюнина играет Любовь Андреевну Раневскую, которую не просто не жалко, она вызывает брезгливость. Женщина, не осознающая ни своего возраста, ни своей трагедии. Заметающая под ков-рик боль и травмы. Как ребенок, закрывающая глаза: “этого нет”. Чувствует ли она вообще, непонятно. Умиляется паровозику погибшего сына, сюсюкает с кук-лами-сестрами (оммаж Петру Наумовичу – куклы из его спектакля “Три сестры”), отвечает на реплики об умерших крепостных с интонацией “ну, царствие им небесное, где мой кофий”. Она “очень хорошо спит”, когда дом, наконец, продали. Это не капризы и не экстравагантность – это внутренняя пустота, и только. Надо отдать должное актрисе – она блистательна в таком рисунке тоже. При этом Тюнина–Раневская нисколько не перетягивает одеяло на себя. Спектакль явно сделан с прицелом на ансамблевость – так и воплощен. Фоменковская стихийность, текучесть и вместе с тем подробность очень чувствуются. Важен каждый эпизод – на роль Прохожего Поповски позвал саркастичного Карэна Бадалова, который предсказуемо превратил свой крохотный выход в эффектный бенефис.

Второстепенных персонажей нет. Обаятелен “пират” Яша (Александр Мичков) с повязкой на глазу и подкрученными усами, с порога соблазняющий заигравшуюся в барыню простушку Дуняшу (Мария Геращенко) и брезгующий матерью-крестьянкой. Смешон и жалок Епиходов (Иван Рябенко). Нежна и прекрасна Варя (Мария Андреева), неловок и неуместен Лопахин (Денис Аврамов). Характеры разобраны Поповски до запятой, очевидно. И в этой его трактовке все живут собственными страстями. Ну, а то, что дом продается за долги, сад скоро вырубят… Ну, так что ж, зато новое время придет (все строго по Чехову – люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы).

Единственный человек, который смотрит на происходящее, в него не включаясь, – Фирс в исполнении Кирилла Пирогова. Далеко не сумасшедший старик, а любящий семейство “смотритель”. Он видит, что все эти господа – так и не выросшие дети. И он их, вот таких непутевых и жестоких в своей наивной убогости – любит. Неслучайно именно Фирс открывает и закрывает тяжелый белый занавес, впуская зрителей в дом, от которого к финалу не остается ничего, кроме горки чемоданов на авансцене.

Сценография спектакля (художники Нина Бачун (Oaza), Иван Поповски) неоднозначна. Подиум-платформа в левом углу, загроможденный мебелью и старинным хрусталем, абсолютно пустой планшет сцены, одинокий рояль и белоснежные занавеси с проекциями веток вишневого сада в глубине. Налицо противопоставление старого новому, пошлого быта – величию природы. В финале со страшным грохотом рояль, срываясь с тросов, разбивается об пол, на сцену врывается ветер, разматывая и взметывая белые занавески. Появляется Фирс с плетеной люлькой, игрушечным пианино и волчком, его он заводит до тех пор, пока не останавливается сердце старика. Красиво? – несомненно. Но этот красивый пафос, увы, нарушает гармонию целого. Символы сценографии избыточно нарочиты и трагичны. А в предложенной трактовке пьесы как будто бы ничего нет всерьез. И приезд Раневской, и псевдопроповедь Пети Трофимова (Федор Малышев), и истерика Лопахина, и погибшие дом и сад. Это несоответствие мешает воспринять трагедию финала всерьез. Хотя, признаюсь, очень хочется.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 13-14 за 2023 год.