Старые дубы, опавшие листья, сухая трава

Кадр из фильма “Анатомия падения”

Кадр из фильма “Анатомия падения”

76-й Каннский фестиваль войдет в его славную историю как год торжества бывшего слабого пола над бывшим сильным. Впервые Президентом главного фестиваля мира является женщина – Айрис Кноблох.

Открывала Канн-2023 картина французского режиссера (режиссерки) Майвенн “Фаворитка” (“Мадам Дюбарри”). В этом году также был установлен рекорд по женскому представительству в конкурсе: семь картин из двадцати одной были поставлены женщинами.

Наконец, “Золотую пальмовую ветвь” завоевала “Анатомия падения”, поставленная француженкой Жюстин Трие. Золотой приз она получила из рук Джейн Фонды, известного борца за равноправие женщин.

Кроме того, 76-й Каннский, похоже, войдет в историю киносмотров Европы, да и всего мира, как фестиваль ностальгии, усталости, прощания с прошлым. Такого количества костюмных фильмов, уводящих в далекое и недалекое прошлое, давно здесь не было. Что довольно неожиданно в напряженный “год неспокойного солнца” – постпандемии, социальных протестов, политической нестабильности.

Программный директор фестиваля Тьерри Фремо как будто неслучайно споткнулся на сцене зала “Дебюсси”, совершив невероятный кульбит у ног седовласого Педро Альмодовара и словно отвесив неожиданный поклон старейшинам авторского кино, собравшимся на Лазурном берегу. Альмодовар и исполнитель главной роли Итан Хоук представили вне конкурса грустную короткометражную ленту “Странный образ жизни” – воспоминание о бандитском прошлом двух пожилых геев. Жанр этого, действительно странного, фильма определен самим автором почему-то как вестерн.

Прославленный итальянец Нанни Моретти вяло бродил по локации в своей очень усталой картине, как всегда сосредоточенной на переживаниях главного героя; как всегда Нанни Моретти в роли Нанни Моретти, в так называемой комедии (очень несмешной), под очень не подходящим к ней названием “Светлое завтра”. Шутка – если это была шутка – совсем не удалась.

Кадр из фильма “Рагу Додена Буффана”

Кадр из фильма “Рагу Додена Буффана”

83-летний Марко Беллоккьо в “Предателе” также решил обратиться к прошлому – так оно, видимо, надежнее, чем плутать по лабиринтам непонятной сегодняшней жизни. Однако в лабиринтах истории Томмазо Бускетты, первого главы сицилийской мафии, предавшего идеалы “Коза ностры”, которую Беллоккьо пытался разгадать, он тоже запутался. Заболтал, погряз в судебных заседаниях, диалогах, увяз окончательно в обилии информации и мотиваций, так что невыносимо скучный фильм досматривали уже немногие оставшиеся в кинозале поклонники творчества мастера.

Неужели все так печально в рядах старой гвардии? Нет, конечно! Хоть они и не отклонились от своих тем, сюжетов, идей, генеральной линии своего творчества, и Аки Каурисмяки (которому, впрочем, всего-то 66), и Мартин Скорсезе, и Кен Лоуч прозвучали и свежо, и ярко, и даже актуально.

В обычной теплой, “окраинной”, пролетарской истории – “Опавших листьях” Аки Каурисмяки – замечательную Кати Оутинен достойно сменила Альма Певсти, а Матти Пеллонпяя и Маркку Пелтола – Юсси Ватанен. Эта очередная грустная комедия Каурисмяки о двух депрессивных одиночествах, исполненная меланхолии и его специфического черного юмора. Понравившиеся и критикам, и фестивальной публике “Опавшие листья” близко подошли к заветной “Золотой пальме”, но, увы, получили всего лишь Приз жюри.

Выходящих из зала Дворца Люмьер после сеанса фильма Мартина Скорсезе “Убийцы цветочной луны” (вне конкурса) спрашивали: “Ну, как?” Большинство отвечало: “Это настоящий Скорсезе”. Лучшего отзыва и лучшей похвалы не придумать. 80-летний классик кино Скорсезе посвящает свой очередной шедевр “кровавому рождению Америки”. Это криминальный вестерн, трехчасовая эпопея о серии кошмарных убийств индейцев племени осейджи на нефтяных приисках Оклахомы в начале 20-х годов прошлого века. Скорсезе вновь работает со своими актерами, которые, по мнению многих критиков, сыграли здесь свои лучшие роли: с Леонардо Ди Каприо в необычном для него образе скользкого, жадного и безвольного типа и Робертом Де Ниро, его дяди и хозяина, закулисного постановщика кровавого сценария.

86-летний Кен Лоуч в “Старом дубе”, подведя итоги своей честной карьеры борца за права человека, на этот раз, негодуя против отношения соотечественников к сирийским беженцам, заявил о своем уходе на заслуженную пенсию. Однако и запала, и энергии у многолетнего борца за справедливость хоть отбавляй. Мы слышали подобные заверения от мэтров мирового кино об их решении закончить свою карьеру, но очень часто многие из них возвращались. Потому что жить без кино тем, кто хоть раз окунулся в его волшебный мир, просто невозможно.

А вот 80-летний Индиана Джонс – Харрисон Форд честно сказал: “Не дождетесь”.

Говоря о режиссерах старшего поколения, нельзя не сказать отдельно об актерах старшего поколения, как ни странно, тоже задававших тон и поднимавших высокую планку этого странного фестиваля. Зачастую они перевоплощались настолько, что, к стыду своему, я, не прочитав информацию заранее, узнавала об их присутствии только в титрах. Так, например, случилось с неузнаванием Джонни Деппа, блестяще исполнившего роль Людовика XV в довольно слабой в остальном “Фаворитке” Майвенн.

Так же оскандалилась я, с трудом, лишь к концу фильма, узнав в почти не узнаваемом, благодаря стараниям гримеров, огромном отвратительном монстре короле Генрихе VIII красавца Джуда Лоу в костюмной драме Карима Айнуза “Подстрекательница”.

А узнаваемый “оскароносец” Шон Пенн просто сбил с ног своей безумной энергией в роли парамедика в яростном, мрачном, безжалостном, снятом в бешеном темпе фильме “Черные мухи” (режиссер Жан-Стефан Совер, вне конкурса), где нет, кажется, ни одной передышки для зрителя. “Остерегайся черных мух! Они первыми улавливают запах смерти”, – говорит напарник парамедику, когда они приезжают на очередной вызов, а их ждет разлагающееся тело. Это метафора, которой режиссер-дебютант передает свое представление о работе сотрудников скорой помощи.

Ну, и, конечно же, в центре актерской темы – Харрисон Форд, сказавший “Не дождетесь”. В очередном фильме, давно ставшем легендой у многих поколений, он опять все тот же неутомимый бегун-прыгун, неувядающий авантюрист и пытливый археолог-исследователь Индиана Джонс.

Индиана в боевике Джеймса Мэнголда “Индиана Джонс и Колесо судьбы” (вне конкурса) охотится за очередным бесценным артефактом, приводящим к самому Архимеду. В ностальгическом прологе мы видим героя молодого, созданного при помощи цифровых технологий, как писал один из критиков, “большой оживший пиксель со стеклянными глазами”. Ну, а потом, как и положено, острый сюжет, погони, преследования, колотушки – и все это проделывает 80-летний сухонький дедушка в паре с Мадсом Миккельсеном в роли злодея. Индиана и его Шляпа. Ну, не нужно было снимать любимого поколениями Индиану старенького в экшн-сценах!

Когда Харрисон Форд выступал на пресс-конференции, где только на люстрах не висели, подтянутый, остроумный, ироничный, полностью затмивший модного Мадса Миккельсена, он выглядел лет на пятнадцать моложе Индианы в фильме.

А кого играл Антонио Бандерас в “Индиане Джонсе” я, увы, так и не поняла. Видимо, гримеры уж очень постарались. Надо пересмотреть.

Все же следует назвать призеров 76-го Каннского кинофестиваля, сыгравшего интересную роль в своей собственной истории.

“Золотая пальмовая ветвь”, как было сказано выше, досталась “Анатомии падения” Жюстин Трие, в общем, вполне справедливо. Отличный детектив, в центре которого расследование гибели писателя и попытки его жены, тоже писательницы, опровергнуть павшие на нее подозрения.

Гран-при получила “Зона интересов” Джонатана Глейзера, безусловный фаворит критиков и публики, фильм негромкий, но сильный, рассказывающий о тихой, благополучной жизни семьи немецкого коменданта Рудольфа Хесса за стеной лагеря смерти.

Чан Ань Хунг стал обладателем приза за лучшую режиссуру (“Рагу Додена Буффана”). “Рагу…” – роскошная “гастрономическая” картина с Жюльет Бинош и Бенуа Мажимелем. Похоже, лавры Марко Феррери с “Большой жратвой” не давали покоя французскому режиссеру вьетнамского происхождения. Впрочем, Феррери в свое время получил в Канне лишь приз ФИПРЕССИ.

Награды никому из “неузнаваемых” актеров не достались.

Приз за лучшую мужскую роль был вручен японскому актеру Кодзи Якусё, сыгравшему токийского уборщика общественных туалетов в “Идеальных днях” Вима Вендерса.

Приз за лучшую женскую роль получила турецкая актриса Мэрвэ Диздар за роль одноногой сельской учительницы в фильме Нури Бильге Джейлана “О сухой траве”.

Евгения ТИРДАТОВА

«Экран и сцена»
№ 11-12 за 2023 год.