Человек играющий

Сцена из спектакля «Вишневый сад». Фото предоставлено фестивалем

Сцена из спектакля «Вишневый сад». Фото предоставлено фестивалем

Полупрозрачный белый покров ниспадает с плеч и голов актеров, стоящих на ступенях сужающейся кверху пирамиды-лестницы. Струящаяся ткань имитирует мрамор античных статуй, в свою очередь повторяющий складки одежд богов и героев. В руках у девушек, составляющих хор, музыкальные инструменты, оказывающиеся обрезками труб разной длины и диаметра. Звучат торжественные строфы, спор двух истин, двух идей – божественной и светской, женской и мужской, Антигоны и Креона – выстраивается в декламации и в строгой геометрии сценического пространства. Лучи света, протянутые руки, устремленные взгляды складываются в продуманную и четко исполненную систему. «Антигону» Софокла в постановке Дениса Хохлова и Марии Брюзгиновой играют старшие подростки – актеры театра игры «Квинорд» из города Советский Ханты-Мансийского автономного округа, занявшие с этой работой первое место в номинации «спектакль для взрослых» на фестивале-конкурсе любительских коллективов «Театральная весна».

Фестиваль в двадцать второй раз прошел в Югорске, за три с половиной дня зрители всех возрастов, начиная с 0+, увидели восемнадцать спектаклей из разных городов и населенных пунктов Сибири, приехавших из недалекого соседства или же за сотни километров. А вообще-то в регионе более двухсот любительских театральных коллективов, собравших около трех тысяч артистов – детей и взрослых.

В подростковом разделе победил пластический спектакль «Уроки французского», в основу которого лег рассказ Валентина Распутина. Под мерно и бесстрастно зачитываемые диктором слова на русском и французском языках на сцене молча танцуют полтора десятка подростков и учительница. «Цветок – le fleur, война – la guerre, голод – la faim, сирота – l’orphelin, школа – l’ecole, хлеб – le pain» – история рассказана за 40 минут сценического времени без единого связного предложения. И даже те зрители, кто не знает произведения Распутина, поняли и почувствовали общий гуманистический посыл спектакля, показанного театром-студией «Дельтаплан» из Ханты-Мансийска. Режиссер и руководитель коллектива Зинаида Торопова сама исполнила роль элегантной учительницы, сочувствующей одинокому мальчику (Денис Большаков).

Среди спектаклей для малышей лучшим была признана «Звездочка» югорского театра кукол «Чародеи». Необыкновенная сосредоточенность и самоотдача юных кукловодов, воспитанников режиссера и педагога Алевтины Коротковой, соперничала с выразительностью вязаных «актеров» художника Веры Айль. Бесхитростная сказка о Звездочке, спустившейся с небес в лес, чтобы приносить пользу его жителям, дала подросткам-кукольникам важный опыт подлинного актерского самоотречения и сдержанности, бесценной для театра кукол.

Сцена из спектакля «Брысь! Или история кота Филофея». Фото предоставлено фестивалем

Сцена из спектакля «Брысь! Или история кота Филофея». Фото предоставлено фестивалем

При подготовке спектаклей, в которых играют дети, особенно сложно соблюсти баланс между стремлением к художественному результату и бережным отношением к маленьким артистам. Коллектив с давней педагогической традицией, театр игры «Квинорд» создан в 1989 году и воспитал уже несколько поколений влюбленных в театр. В музыкальном спектакле «Брысь! Или история кота Филофея» заняты совсем малыши, от 4 лет, а поставили его, под руководством педагогов, подростки, уже давно занимающиеся театром и, кстати, играющие спектакль «Антигона», о котором шла речь выше. Основной принцип постановки – максимальное внимание к индивидуальным особенностям исполнителей, будто бы прямо продиктованное композицией пьесы Виктора Гина и Валерия Зимина; никакой уравниловки и натужной синхронности. Каждый «котенок» показан именно в том качестве, которое ему лучше всего удается – песенка, танец, декламация или несложная акробатика.

Как на каждом большом театральном фестивале, на «Театральной весне» есть значимые традиции, толпы волонтеров, полный энтузиазма пресс-центр, призы и подарки участникам, битком набитые зрителями залы, беспристрастное, хотя и несколько изнуренное (восемнадцать спектаклей за три с половиной фестивальных дня) жюри, даже два жюри – профессиональное и альтернативное – народное, чьи решения в этот раз, против обыкновения, большей частью совпали с выбором основного жюри.

Гран-при с формулировкой «за эксперимент в театре» достался спектаклю рок-сторителлингу «Вишневый сад» Югорского Художественного театра в сочинении и режиссуре Льва Иванова. В соавторстве с коллегами-актерами Алевтиной Коротковой, Александром Паршиным и Эдуардом Муллабаевым он пересказал чеховскую пьесу, добавил к ней цитаты из писем и дневников Станиславского и Немировича-Данченко, воспоминания самих актеров о детстве и юности, исторические факты (например, на наших глазах была совершена попытка пересчитать на современные деньги, сколько бы заработала Раневская, если бы приняла предложение Лопахина – чуть ли не 30 миллионов рублей) и музыку в исполнении рок-группы «Рыба». В финале спектакля на сцену медленно и торжественно выплыла огромная, в три человеческих роста кукла – то ли Русь-матушка, то ли зловещая ярославская бабушка, то ли актриса Ольга Книппер-Чехова, умело ведомая юными актерами театра «Чародеи», знакомыми нам по «Звездочке».

Отличие любительского театра от профессионального видится, прежде всего, в том, что просветительская миссия первого значительнее развлекательной – и для зрителей, и для исполнителей, как юных, так и взрослых. Фестиваль в Югорске представил весь спектр театральных жанров и стилей: от древнегреческой трагедии до сторителлинга, от комедии дель арте до новой драмы XXI века, от бэби-театра до танцевального спектакля. Во взрослой категории изысканный экспрессионизм Мишеля де Гельдерода соседствовал с пряной деревенской страстью Лорки, ностальгическая ирония Михаила Хейфеца («Спасти камер-юнкера Пушкина») с основательностью семейной драмы «Последние» Горького, повествующей о пограничной исторической эпохе.

Зрительские дискуссии и профессиональные обсуждения, концерты, мастер-классы и тренинги, интервью и телесъемки, блиц-рецензии зрителей и отзывы в блогах. Актеры, отыграв свой спектакль, смотрели постановки коллег из других городов, находили переклички, спорили и сравнивали. Фестиваль, ведущий третье десятилетие своей истории, объединяет любительские коллективы, разбросанные по огромной территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, пропагандирует театральное искусство, приучает к восприятию и осмыслению сценического произведения, да и просто дает повод для городского праздника, хотя бы всего на несколько фестивальных дней. Кроме того, как бы сухо и формально это ни звучало, смотр повышает видимость и значимость любительского театрального движения в культурном контексте региона.

Мария ЛЬВОВА

«Экран и сцена»
№ 11-12 за 2023 год.