Ольга Глазунова: «Мое сердце с Арлекином»

Сцена из спектакля «Книга всех вещей». Фото предоставлено фестивалем

Сцена из спектакля «Книга всех вещей». Фото предоставлено фестивалем

В этом году Российская Национальная премия и фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» отметили свой двадцатилетний юбилей. Традиционно «ЭС» подводит итоги с Ольгой Глазуновой, заведующей Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ.

 – Хочется начать с лирической ноты. Когда мы приехали в Петербург, нам на перроне вручили традиционные фирменные сумки и майки. На моей майке была надпись: «Мое сердце с Арлекином». Сначала я отнеслась к этому слогану с иронией. А потом подумала и поняла, что, действительно, мое сердце с фестивалем, который появился на свет с легкой руки и с помощью нашего Кабинета театров для детей и театров кукол. Мне бы хотелось вспомнить, как рождался «Арлекин». Двадцать лет назад на заседание комиссии по детским театрам приехали Елена Александровна Левшина и директор театра «Зазеркалье» Евгений Яковлевич Ганеев с идеей фестиваля и Национальной премии. Идея эта носилась в воздухе. Было ощущение, что театр для детей себя изживает. Старшее поколение уходило, а молодые режиссеры не стремились работать для юной аудитории. Фестиваль раскручивался очень медленно.

– Ставить спектакли в тюзах считалось непрестижным. Помню, когда на фестивали приезжали гости из-за рубежа, они привозили детские спектакли на острые социальные темы, но часто слабые с художественной точки зрения. Наши режиссеры настаивали на том, что для них главное – искусство. И надо признать, что лучшими постановками в театрах для детей становились спектакли для старших школьников и для взрослых.

– Мне кажется, за двадцать лет произошли кардинальные изменения. Роль «Арлекина» в этом процессе велика. Заявок на участие в фестивале поначалу было немного. Но постепенно фестиваль становился все более авторитетным.

– В первые годы дисков с видеозаписями спектаклей, присланных на «Арлекин», оказывалось около пятидесяти-шестидесяти. И в подавляющем большинстве это были так называемые «ёлки». Бессодержательные, бодренькие шоу с назойливым интерактивом. В последние годы экспертный совет смотрит плюс-минус двести видео со всей России, и при том, что процент шумных и бессмысленных утренников не так уж мал, появились принципиально другие спектакли. Затрагивающие серьезные проблемы, с которыми сталкивается юное поколение.

– «Арлекин» – живой и развивающийся фестиваль. Он не такой громкий, как БДФ (Большой Детский Фестиваль), тем более, «Золотая Маска» с «Детским Weekendом», или «Территория.Kids», но у него, безусловно, есть свое лицо и своя атмосфера – интеллигентная, доброжелательная. Эта атмосфера с самого начала создавалась основоположниками «Арлекина» – художественным руководителем «Зазеркалья» Александром Петровым и директором-распорядителем Мариной Корнаковой, ставшей мотором фестиваля. На «Арлекин» съезжаются режиссеры и директора детских театров. Не только для того, чтобы посмотреть спектакли. Резонанс имеет всегда интересная офф-программа: семинары с участием педагогов, психологов, лаборатория драматургов и режиссеров «Маленькая ремарка». Благодаря «Арлекину» мы узнали авторов, чьи пьесы сегодня ставят по всей России. Первые шаги в профессии многие из режиссеров делали на «Арлекине», участвуя в читках. В конкурсной и внеконкурсной программах оказывались спектакли Галины Зальцман, Ольги Обрезановой, Антона Оконешникова, Дмитрия Крестьянкина, Филиппа Гуревича. Вот и на двадцатом «Арлекине» главные премии вручены молодым.

– В номинации «лучший спектакль» победила «Эмгээ» (Бабушка) Бурятского театра драмы имени Хоца Намсараева в постановке Сойжин Жамбаловой. Не впервые гран-при «Арлекина» достается спектаклю из национальных республик.

Сцена из спектакля «Бабушка». Фото предоставлено фестивалем

Сцена из спектакля «Бабушка». Фото предоставлено фестивалем

– С особым уважением отношусь к национальным театрам. Спектаклям из Якутии, Бурятии, Карелии свойственны природная мощь, они углублены в свой фольклор, в свою историю. Семь лет назад мы смотрели «Верблюжонка» Сойжин Жамбаловой в Красноярском ТЮЗе – сильный, трагический спектакль по бурятской сказке. В основу пьесы Ольги Ломбоевой-Ранжиловой «Бабушка» также легли фольклорные мотивы. Сойжин прекрасно знает свою национальную культуру, верования – сплав буддизма и язычества, особую мелодику речи, природную пластику. Но при всем том, спектакль современен по языку, по способу существования актеров. Он красив, наряден (сценограф Натали-Кейт Пангилинан, ученица Станислава Бенедиктова, ей присуждена премия за лучшую работу художника).

– Сойжин Жамбалова ставит спектакль в жанре фэнтези. Это, безусловно, очень интересное направление театральных поисков – соединение архаики, уходящей в глубь веков, с сегодняшней, знакомой юной аудитории визуальной эстетикой.

– Похожим путем идут создатели «Камыр Батыра» («Богатырь из теста») Казанского татарского ТЮЗа имени Габдуллы Кариева. Пьеса сочинялась школьниками под руководством и в соавторстве с драматургом Алексеем Житковским. В современной интерпретации старой сказки есть пародийные отсылки к популярным у детей комиксам, фильмам в жанре аниме. Татарский ТЮЗ многие годы оставался в тени, сегодня в жизни театра наступил новый, интересный этап.

– Еще один ТЮЗ из Казани (его слава началась в конце 1980-х когда театр возглавил Борис Цейтлин) также участвовал в фестивале со спектаклем «Здесь был Кай» по пьесе Екатерины Тимофеевой. Интересно проследить метаморфозы «Снежной королевы» в контексте истории «Арлекина».

– Вспоминаются совершенно разные интерпретации сюжета: от традиционного и, одновременно, очень увлекательного решения пьесы Евгения Шварца Григорием Дитятковским в МДТ до фантастического моноспектакля «Комната Герды» Яны Туминой (театр «Особняк» и Лаборатория Туминой), в котором «оживали» стены и предметы. «Здесь был Кай» создавался режиссером Артемом Устиновым «по ту сторону сказки» вместе с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт». Герда (Эльмира Рашидова получила премию за лучшую женскую роль) ищет Кая, но обретя его, вновь теряет…

– Нетрудно заметить важную тему фестиваля, посвященную неразрывным связям между старшим (уходящим или ушедшим) и младшим поколениями.

– В «Беглецах» Екатерины Корабельник (Театр Романа Виктюка и «Артпроект») внук помогает деду (артист Олег Исаев и юный Иван Новоселов получили премии за лучшие мужские роли) осуществить мечту – увидеть дом на острове, где он был когда-то счастлив. В спектакле Красноярского ТЮЗа «Поход в Угри-Ла-Брек» режиссера Мурата Абулкатинова брат и сестра отправляются на поиски пропавшего дедушки, которого они не знали, но, встретившись с ним в «мире ином», понимают, что у них есть родной и близкий человек. В спектакле Сойжин Жамбаловой героиня ищет бабушку в мире духов.

– Как тут не вспомнить о «Синей птице», путешествии Тильтиля и Митиль в страну воспоминаний и современной версии сказки Метерлинка – спектакле «Счастье» Андрея Могучего в Александринском театре, ставшем, быть может, самым ярким событием в истории «Арлекина».

– Не менее важной оказывается тема отцов и детей. В «Книге всех вещей» Томского ТЮЗа в постановке Артема Устинова (он получил премию за лучшую режиссуру) рассказывается о таких болезненных проблемах, как насилие в семье, религиозный фанатизм, не имеющий ничего общего с христианством.

 – Жанр спектакля Артема Устинова обозначен как «бесстрашный дневник», ведь повесть Гюса Кёйера говорит читателю: «чтобы стать счастливым, нужно перестать бояться». Режиссер нашел верное, внебытовое решение повести Кёйера, помогающее говорить с детьми о сложных вещах.

Перейдем к офф-программе «Арлекина». Когда фестиваль только зарождался, инициаторы и хозяева «Зазеркалья» исключили свое участие в конкурсе. Но премьеры театра регулярно входят в афишу. В этом году мы увидели спектакль Александра Петрова «Что случилось в пятом Б». Опера Леонида Десятникова «Витамин роста» написана на стихи Олега Григорьева – легендарной фигуры ленинградского андеграунда. Его абсурдистская детская поэма кажется необычайно созвучной нашему времени. Вместе с опереттой Сергея Баневича «О Толе, Тоболе, невыученном глаголе и многом другом» этот остроумный диптих запомнился.

– Когда-то давно, около тридцати лет назад, спектакль «Что случилось…» шел в «Зазеркалье». Но сегодня он звучит по-новому, поставлен и сыгран с чудесным юмором, с добрым отношением к тому, что было. В этом озорном спектакле заняты студенты второго курса факультета музыкального театра РГИСИ Александра Васильевича Петрова, замечательного педагога – не случайно его ученики успешно работают по всему свету.

Офф-программа «Арлекина» на этот раз показалась очень гармоничной. Она порадовала интересными читками-эскизами и обсуждениями на «Маленькой ремарке», образовательным семинаром, посвященным «инновационным технологиям в театральной сфере», встречами с директором РАМТа Софьей Апфельбаум, переводчицей Ольгой Варшавер.

– Стоит сказать о проблемах «Арлекина». Меня поразило, что в Бурятии и в Татарстане властные структуры, ведающие культурой, не нашли средств для того, чтобы спектакли «Бабушка» и «Здесь был Кай» приехали в Петербург. Жюри смотрело их в Улан-Удэ и в Казани.

– Поддержать «Арлекин» необходимо. У нас любят говорить о том, что дети – наше будущее. Наше будущее зависит в том числе от того, что сегодня читают и смотрят в театре юные зрители. Каждый год «Арлекин» собирает лучшие спектакли со всей страны. У него отличная репутация, своя заинтересованная публика. В юбилейный год хочется пожелать фестивалю и его прекрасной команде долгой творческой жизни.

Беседовала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 11-12 за 2023 год.