Другой Маркес

Фото А.ИВАНИШИНА

Фото А.ИВАНИШИНА

Фестиваль “Черешневый лес” открылся премьерой спектакля Театра имени Вл.Маяковского. Художественный руководитель театра Егор Перегудов поставил “Любовь по Маркесу”, сценическую фантазию по мотивам эротической вселенной латиноамериканского гения. Отправной точкой стала знаменитая повесть “Вспоминая моих грустных шлюх”.

Любовь Егора Перегудова к Маркесу известна – его хит “Один день в Макондо” по роману “Сто лет одиночества”, выпущенный еще в ГИТИСе, прогремел на всю Москву и стал репертуарным спектаклем театра СТИ, идет там не один сезон с неизменным успехом. Даже мхатовским постановкам режиссера с участием звезд (“Месяц в деревне” и “Сирано де Бержерак”) досталось меньше славы и зрительской любви. Став худруком Театра Маяковского, он не смог избежать соблазна вернуться в столь любимый мир “своего” автора. И попробовать заново воссоздать его уже на большой сцене и с артистами первой величины – Игорем Костолевским и Ольгой Прокофьевой. Внешне эти две работы могут показаться похожими (и там, и здесь – пряная атмосфера маркесовской прозы, неприкрытый эротизм и музыка), но важно помнить – это другой Маркес и другой Перегудов. Лаконичнее, однозначнее, проще.

Режиссер, как и в случае с “Макондо”, писал инсценировку сам, проделав драматургическую работу и соединив последнюю повесть Маркеса с автобиографической прозой. Герой истории – 90-летний Габриэль-Габи, всю свою долгую жизнь потративший на утехи в дешевых борделях и уверенный в том, что уж он точно знает, что такое любовь. После встречи с юной девушкой, решившей стать проституткой, ему открывается правда – плотская любовь не просто не равна любви как таковой, она вообще ею не является. Застигнутый большим чувством врасплох, циничный старик вспоминает свое прошлое, фантазирует настоящее и на наших глазах становится “печальным мудрецом”. Благодарным за каждый миг и за любое страдание, связанное с Ней.

Маркеса – а вслед за ним и Перегудова – легко обвинить здесь в сентиментальности, но читательскому (и зрительскому) сердцу эта сентиментальность несомненно и мила, и приятна. Она про честность, а не про пошлость. Зал аплодирует фразе: “Не дай себе умереть, не испытав этого чуда – спать с тем, кого любишь”. Кстати, секса как такового в спектакле нет – зато есть нежность и робкая чувственность. Герой Игоря Костолевского откровенен настолько, насколько может быть откровенным человек на пороге смерти. То, что происходит в его сердце, куда серьезнее происходящего в его постели. Это прекрасно понимает подруга Габи – Роса Кабаркас, владелица борделя в исполнении Ольги Прокофьевой. Она заботится, утешает, подкалывает и… любит.

Необъяснимая маркесовская магия “прорастает” в спектакле, главным образом, в музыке Сергея Филиппова и Виолетты Негруцы и изумительной красоты сценографии Владимира Арефьева. Огромные деревянные ставни-шаттерсы с движущимися панельками, вентиляторы под потолком, с лопастей которых в финале живописно слетают газеты, белая постель, на которой спит возлюбленная Габриэля – Дегальдина (Дарья Хорошилова). И, конечно, свет Дамира Исмагилова, магнетический и живой. Он бьет в ставни днем и мягко течет в вечерней дымке. Южная густая ночь ощущается буквально кожей.

Энергии и эротизма действию добавляют танцы (хореографию ставил чемпион мира по латиноамериканским танцам Денис Тагинцев) – танцуют в этом спектакле все без исключения. И глубокие старики-герои Игоря Костолевского и Ольги Прокофьевой, и молоденькие “статистки”, и даже участницы живого оркестра. Профессионалы увидят в хореографии и танго, и сальсу, и бачату, и даже болеро.

Егор Перегудов поставил – со всей очевидностью – зрительский спектакль. Красивый, эффектный, душещипательный чуть более, чем этого требует строгий вкус. И точнее всего его объясняет цитата из самого Габриэля Гарсии Маркеса: “Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретим единственного человека, чтобы, когда это случится, мы были благодарны”.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 9-10 за 2023 год.