Цена человечности

Фото И.ПОЛЯРНОЙ

Фото И.ПОЛЯРНОЙ

Премьера “Кораллового острова” в Новом Пространстве Театра Наций состоялась не так давно, но билетов нет на месяцы вперед. И это понятно: слух о том, что в основе спектакля Артема Терехина лежит не только и не столько “веселенькая” “робинзониада” шотландца Роберта Баллантайна, сколько написанная в протест ей антиутопия “Повелитель мух” Уильяма Голдинга, разошелся быстро.

От приключенческого “Острова” осталось только название и место действия, все остальное драматург Светлана Баженова “взяла” у Голдинга. Речь идет не о приключениях подростков, попавших на необитаемый остров и счастливо спасшихся, но о жестокой борьбе за жизнь и расчеловечивании в процессе этой борьбы. Сентиментальности и морализаторства спектакль лишен, ставка сделана на реалистичность происходящего с восемью героями, попавшими на остров в результате авиакатастрофы. Натурализм сцен насилия (сразу предупредим – бутафорской крови на сцене много) впечатлительных зрителей может шокировать, однако он оправдан. Сначала перед нами оказываются вполне славные парни, каждый со своим характером и привыч-ками. Чистенькие, приглаженные, немного задиристые. В финале же мы видим их обезличенными, замученными друг другом и в большинстве своем мертвыми.

Художник Екатерина Злая придумала лаконичное пространство: помост, небольшой бассейн посередине и видеозадник с океанскими волнами на нем. Фронтальная рассадка зрителей, действие происходит на расстоянии вытянутой руки.

Режиссерски интересных ходов в спектакле не так уж много. Безусловно, главное здесь – актеры: уже зарекомендовавшие себя кудряши-выпускники 2022 года (Григорий Артеменко, Иван Злобин, Владислав Медведев, Лев Зулькарнаев, Равиль Батыров, Ефим Белосорочка, Сергей Ходьков) и артист “Студии театрального искусства” Александр Прошин. Все работы крепкие, заметные, но образ задиры Мартина в исполнении Прошина, несомненно, самый яркий. С тончайшей нюансировкой, точностью жестов, речи, мимики (не в укор молодым исполнителям – все дело в жизненном и профессиональном опыте более взрослого актера с биографией).

Изоляция от цивилизации неизбежно влияет на любого человека, за ней следует тирания, деградация и мучительная смерть. И неважно, каким было прошлое героев до их попадания в бесчеловечные условия – любой характер здесь оказывается “взорванным” изнутри. Тот, кто казался признанным лидером, разочаровывается во всем, во что верил, и впадает в депрессию. Физически слабый интеллектуал, чтобы спасти себя от буллинга и смерти, выбирает самому идти на зверства. Недалекий троечник начинает морально, а потом и реально уничтожать “умников”. Сирота вдруг чувствует, что у него есть преимущество: он не дорожит никем и не смотрит в прошлое, а потому становится вожаком “стаи”. И только гуманист-добряк принимает единственно верное, но абсолютно неправдоподобное в контексте развития сюжета решение – не участвовать в кровавых побоищах за эфемерную власть и уйти на другой конец острова. Там он дожидается корабля, которому, кроме его самого, спасать уже некого …

История нормализации зла рассказана в “Коралловом острове” не в качестве предостережения, но как приговор обществу. Культ варварской силы – культ любого тоталитарного режима, собственно, с него он начинается. Темные инстинкты побеждают здравый смысл, а цена человечности оказывается ничтожна. В спектакле, как в жизни.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 7-8 за 2023 год.