Встреча с другим, встреча с тобой

Сцена из спектакля-инсталляции “Бежать нельзя остаться”. Фото предоставлено фестивалем

Сцена из спектакля-инсталляции “Бежать нельзя остаться”. Фото предоставлено фестивалем

Фестиваль современных национальных театров кураторы Александрина Шаклеева и Юлия Клейман назвали “Кто ты и откуда?” — справедливый и полезный вопрос для каждого, кто задумывался о своем происхождении, своем “генеалогическом древе”, своей миграции и своем нынешнем статус-кво. Прошел фестиваль в тюменском молодежном театральном центре “Космос” — месте, которое силами работающей здесь команды открытых, нацеленных на современной искусство людей, уже несколько лет как является важной театральной точкой на карте РФ. В программе “Кто ты и откуда?” были лекции культуролога Игоря Чубарова про преодоление колониальных стратегий модернизма и театроведов Марии Марковой про историю олонхо, Оксаны Кушляевой о memory studies в национальных театрах и Валентины Будаевой про бурятский театр. За кадром фестиваля работала лаборатория национальной драматургии — здесь учились стратегиям автописьма о себе и своих корнях. Лаборатория театра горожан, которую вела драматург и режиссер Карина Бесолти, завершилась показом эскиза “Документальная опера Истори[Я]”, эстетским монтажом личных свидетельств участниц, девушек и женщин с разным межнациональным бэкграундом.

В публичной программе шли разноформатные спектакли — от тактильной прогулки вслепую “Чеберина и Ягпери” из Ижевска (Инклюзивный театр кукол “Надежда” и Детский образцовый театр “Балаганчик”) до сайт-специфика “Улетают птицы” Александра Шумилина пермской театральной компании “немхат” (спектакль участвует в “Золотой Маске” в номинации “Эксперимент”). Обсуждая каждый показ, зрители фестиваля все больше узнавали — как это ни удивительно — о самих себе, о собственных противоречиях и тупиках, связанных с так называемой национальной идентичностью.

Событием фестиваля, которое аккумулировало в себе и остроту вопроса, и трагичность исторического момента, стал спектакль-инсталляция Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова, междисциплинарных художников из Казани, который был спродюсирован специально для большой сцены “Космоса”. “Бежать нельзя остаться”, мощный инсталляционный проект по мотивам одноименной книги-комикса Алексея Олейникова, зрителям нужно пройти в несколько заходов: сначала вы сидите в зале и слушаете философ-ский текст незримой актрисы, которая ровным голосом излагает идею интегрального начала и вечного движения, без преград и границ, из точки в точку. Только людей разъединяют языки; в природе все едино, как белый цвет, собирающий все цвета спектра. Дальше вас приглашают на сцену — там расставлены черные кубы, на каждом — склянка с этикетажем, кратко объясняющим, запах какого цветка или растения внутри. Склянки почти не пахнут или не пахнут совсем, но ты судорожно внюхиваешься в какой-нибудь мускус родом из Сирии, чтобы почувствовать, возможно, несуществующий аромат. Из парфюмерного отдела переходим к другому ряду кубов — на них флаги с разными пояснениями, какой стране принадлежит каждый из них и какова семантика цвета. Следующий — с разложенными стеклянными камушками (пояснение на этикетке — столько беженцев было в такой-то стране в таком-то году) и горсткой разноцветных диапозитивов, в которые можно напряженно всматриваться, потому что в наушниках (их берешь с любого куба) звучит тем же спокойным женским голосом рассказанная история фотографии. Все истории ужасны, все про смерть — детскую, женскую, словом, жертв войны, голода, вынужденной миграции. Катастрофическое чувство, которое испытываешь в момент подробного описания того, что именно и в каком порядке изображено на той или иной фотографии, настигает неизбежно и тотально. Оно сопряжено именно с сухой констатацией — кто подвернул ногу, у кого полуоткрыты глаза, кого не выпускает из рук мать и так далее. Не больше, но и не меньше — на большее ты, как не-свидетель, пожалуй, не способен.

В самом углу, впритык к заднику занавешенной черным сцены, расположена маленькая площадка и приведена цитата из Декларации прав человека, давно попранной и звучащей издевательски. Ты можешь встать в луч света, на обозначенный тебе художниками пятачок, и подумать о своих правах на что-то вроде оплачиваемого труда и отдыха, а также воздуха, воды и свободы. Но ты уже не способен думать про свои права — ты думаешь только о тех, у кого эти права отняты навсегда.

Перформанс Миграновой и Сабирова построен как эскалация аффекта: переступая условную линию рампы, ты, как зритель, тревожишься по поводу своего будущего, но не знаешь, что именно тебя ждет. Уже потом, встретившись с документацией чужой смерти, вспоминаешь о “цветочном начале” и оказываешься опрокинут чувством вины — где все эти розы да лилии, которые росли и могли бы расти во всех разрушенных войнами странах?

Кристина МАТВИЕНКО

«Экран и сцена»
№ 7-8 за 2023 год.