Центральная научная библиотека СТД, отметившая полтора года назад 125-летний юбилей, это не только богатейшее хранилище собственно книг, театральных программок, периодических изданий, публикаций, связанных с историей мирового театра и шире – мировой культуры. Это также и собрание разного рода раритетов, часто музейного уровня. Раритеты эти приобретались библиотекой, были ей подарены или завещаны. Широкой публике эти артефакты, как правило, неизвестны. Но часть из них теперь можно увидеть в альбоме “Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей Российской Федерации. 125 лет”, вышедший к юбилею.
Автор и руководитель этого проекта – Вячеслав Петрович Нечаев, возглавляющий библиотеку СТД более пятидесяти пяти лет. В юбилейном альбоме представлено 125 артефактов из фондов ЦНБ. Расположены они в такой последовательности: сначала идут произведения изобразительного искусства, картины и скульптуры, затем – книги, документы из личных архивов, фотографии и, наконец, предметы.
Для многих людей театра самых разных профессий – совсем не только театроведов – библиотека СТД это место, с которым связана вся их жизнь. Начав ходить в читальный зал студентами, они так или иначе оказываются там вновь, по рабочей надобности или же в ситуации дружеского и профессионального общения, на спектаклях, лекциях, творческих вечерах. Читальный зал библиотеки, расположенный в помещении бывшей типографии Московского университета, – пространство с особой атмосферой, с сильной исторической аурой. Неслучайно в последнее десятилетие он стал местом действия двух заметных постановок: аудиоспектакля Семена Александровского “Время, которое” и спектакля “Право на отдых” Мастерской Брусникина (режиссеры Игорь Титов, Сергей Карабань). Обе постановки, каждая по-своему, говорят о связи исторической памяти и личного опыта.
То же самое можно сказать и об альбоме. Книга получилась одновременно солидной, представительной (дизайн Анны Бархиной внятен и строг, в нем нет ничего лишнего) и камерной, интимной. Это сочетание заметно во всем, начиная со вступительной статьи об истории библиотеки, в которой сквозь суховатое изложение информации проглядывает желание не забыть не только ни одного из аспектов деятельности ЦНБ, но и никого из сотрудников. Это видно в подборе артефактов, где в череду картин и рисунков вовсе не случайно включены два портрета художника Алексея Вепхвадзе начала 1950-х годов, интересных в первую очередь не живописными качествами, а запечатленными на них людьми. Это писатель Николай Шахбазов и его жена театровед Фаина Крымко, на протяжении многих лет главный библиограф библиотеки.
И, конечно, теплым личным отношением наполнена подборка изображений по истории ЦНБ, размещенная в конце книги. Здесь и архивные снимки читальных залов (в старом помещении на улице Горького и в нынешнем на Большой Дмитровке), портреты читателей, титулованных и самых обычных, фотографии работников библиотеки, трогательные дарственные надписи.
История раритетов в книге подробно не рассказывается. Комментарии к предметам из фондов кратки – лишь пара фраз об издании, человеке, который изображен на фотографии или портрете, об авторе произведения или о том, кто подарил артефакт библиотеке. С одной стороны, жаль. С другой, понятно: если рассказывать связанные с экспонатами истории, пришлось бы издавать еще один том. Значимость представленных предметов и без того считывается: не нужно объяснять, чем уникально издание “Мертвых душ” 1842 года, принадлежавшее А.П.Чехову, с его автографом. Или экземпляр “Смерти Тарелкина” Сухово-Кобылина 1869 года с авторской правкой, или пьеса Ибсена “Привидения” с пометами Евгения Вахтангова. Или сборник стихотворений памяти Александра Блока «“Арена” Блоку» 1921 года, изданный в Смоленске тиражом 230 экземпляров, из которых на сегодняшний день известны только два. Один из них принадлежит Центральной научной библиотеке СТД.
Часть этих сокровищ опубликована: у букинистов или в книжном магазине можно найти “Три тетрадки Алисы Коонен” (М.: Navona, 2013), “Неизвестный дневник Рины Зеленой. 1928–1938” (М.: АРТ, 2021). Тем интереснее увидеть, как выглядят эти растрепанные тетрадки, со всеми их зачеркиваниями и вымарками. Формат альбома невелик, однако качество печати позволяет рассмотреть детали, а в некоторых случаях даже вчитаться в рукописи на фотографиях. Например, прочесть стихотворения Мейерхольда или воспоминания о детстве Немировича-Данченко.
Среди раритетов обращает на себя внимание том “Древней истории народов Востока” Г.Масперо 1911 года, который Михаил Булгаков подарил своему другу Сергею Ермолинскому (библиотека последнего хранится в ЦНБ). На книге пространная надпись: “Дорогой Сережа! К вопросу о книжных долгах: посылаю тебе первую из серии (одна книга это не звучит!), которую я предназначил для тебя. Обрати внимание на переплет. Этой материей была обита мебель в имении предков (во флигеле) в 30-х годах прошлого века. Она стоит 75 рублей. Твой М.Б. 2.V.38 г.”. В юбилейном альбоме Центральной научной библиотеки СТД угадывается такой же подход, очень внимательный и человеческий. Обращать внимание надо на все: и на книгу, и на переплет, и на ткань, из которой этот переплет был сделан. Не все важно одинаково, но в каком-то смысле существенно все, потому что это – единое поле культуры.
Александра МАШУКОВА
«Экран и сцена»
№ 5-6 за 2023 год.