«Живите в доме, и не рухнет дом…»

Фото А.АНТИПЕНКО
Фото А.АНТИПЕНКО

Режиссер Андрей Осипов снял фильм “Тарковский. Параджанов. Антипенко. Светотени”. Фильм внежанровый. Не документальный, не игровой. Практически все картины Осипова – на стыке документального и научно-популярного кино: например, “Страсти по Марине”, “Коктебельские камешки”, “Голоса”, “Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя”.

“Светотени…” – поэтическое эссе о трех кинохудожниках – двух режиссерах и операторе, которого творческая судьба свела с обоими. С Параджановым Александр Антипенко снимал “Киевские фрески”. Тарковский приглашал его оператором на “Сталкер”, но не сошлось. Сотворчество их возникло… Но об этом чуть ниже.

Фильм Андрея Осипова построен на изобразительных ассоциациях, метафорах, живописных образах, игре света и теней. Старый заброшенный дом и ветер, пробирающийся сквозь кустарник – как в “Зеркале”. Лес в снежном кружеве. Мальчишка, смотрящий из окна на это зимнее чудо. Копна желтых листьев. Дождь, зеленая поляна. Деревья, словно утонувшие в озере. И снова дождь, и “плачущие” деревья. Ширь реки с заснеженными берегами. Горящие в печи дрова.

За кадром звучат стихи Арсения Тарковского:

“…Дар студеной воды и паху-чего хлеба,

Надо мною стояло бездонное небо,

Звезды падали мне на рукав”.

А в кадре Александр Антипенко рассказывает о встречах с Тарковским и Параджановым.

Что касается неожиданного сотворчества с Андреем Арсеньевичем…

Результатом этого сотворчества стала книга-альбом “Андрей Тарковский в объективе Александра Антипенко”. Некоторые фотографии из альбома вошли в фильм Осипова.

«В 1975 году я был откомандирован из Киева с киностудии им.Довженко на “Мосфильм” работать на картине “Восхождение” режиссера Ларисы Шепитько… – вспоминает Антипенко, – Поселился в гостинице “Мосфильма”, в доме, где жили Тарковские.

Квартира тогда была еще не обустроена: никакой мебели, пустые стены. Тарковского раздражала белая больничная покраска окон, он очищал рамы от краски, добиваясь фактуры дерева…

Андрей Арсеньевич находился тогда в простое: ему не давали снимать то, что он хочет. Каждый свободный вечер я проводил у них. Я продолжал фотографировать Андрея Арсеньевича, не прерывая разговора…

Я показал ему результаты первых съемок. Он одобрил. Снимать его я продолжал и в радости, и в печали, когда он болел и когда работал».

Антипенко снимал Тарковского дома, на прогулке с сыном, с домашними и друзьями в день рождения Андрея Арсеньевича, 4 апреля. Снимал на репетициях “Сталкера”. Снимал у Анатолия Солоницына и в квартире Чуриковой и Панфилова после премьеры “Зеркала” в ленинградском Доме кино. Снимал Тарковского и Параджанова в доме Катанянов после освобождения Сергея Иосифовича. Редкие кадры. Уникальные фотографии.

“…Живите в доме, и не рухнет дом.

Я вызову любое из столетий,

Войду в него и дом построю в нем…”

Это тоже из Арсения Тарковского, звучащее в фильме.

И еще:

“Все, что мило, зримо, живо,

Повторяет свой полет,

Если ангел объектива

Под крыло твой мир берет…”

“Фотография”. 1957.

Анна ПАВЛОВА

«Экран и сцена»
№ 8 за 2022 год.