Гарри Хафт и другие

Тим Рот в фильме “Закат”
Тим Рот в фильме “Закат”

“ГАРРИ ХАФТ: ПОСЛЕДНИЙ БОЙ”. Режиссер Барри Левинсон. (Канада/ Венгрия/США).

Драму-байопик снял 80-летний Барри Левинсон, автор четырежды оскароносной картины “Человек дождя” (1988). Это основанная на реальных событиях история узника Освенцима, которому удалось выжить. Картина в оригинале так и называется “Выживший” / “The Survivor”, что более точно передает ее суть, поскольку она не про спорт.

Обладателя природных боксерских задатков Гарри (Герцко) Хафта фашисты заставляли принимать участие в боях насмерть с другими заключенными, что для него стало возможностью остаться в живых. Хотя ужасы Освенцима далеко в прошлом, память о них продолжает  проследовать Хафта. Однажды он  решается выйти на ринг против культового Рокки Марчиано. Это единственный шанс попасть на газетные полосы, чтобы найти свою давно потерянную любовь Лию.

Труд исполнителя, выходящий за границы актерского мастерства, достоин высочайшего уважения. Для подготовки к сложнейшей роли, как физически, так и психологически, Бен Фостер сбросил 26 килограммов:  строгая диета и пятимесячный курс тяжелых тренировок под наблюдением диетолога и тренера. Актер, без преувеличения, выглядел  изможденным узником концлагеря. Потом ему пришлось изрядно набрать вес, чтобы завершить послевоенную часть истории Хафта.

Для авторов ленты было принципиально важным и произношение героя. Чтобы создать правдоподобный специфический акцент, Фостер работал с тренером по диалекту.

Важного для сюжета персонажа второго плана играет неподражаемый Дэнни ДеВито. Его герой Чарли Голдман во время Холокоста потерял семью и знает боль, через которую проходит Хафт. Тренер-еврей того самого Марчиано принял решение помочь Гарри.

Послевоенная экранная жизнь героя в Америке перемежается с флэшбэками пребывания в концлагере,  решенными в черно-белой гамме. Поэтапно раскрывая как прошлую, так и настоящую жизнь протагониста, режиссер придерживает градус эмоционального воздействия, чтобы ближе к финалу мощным эмоциональным аккордом прозвучали самые трагичные моменты этой истории.

Человеческая память имеет свойство вытеснять наиболее травматические эпизоды: корни чувства вины, терзающего главного героя, откроются зрителю лишь в конце ленты.

“ЗАКАТ”. Режиссер Мишель Франко. (Франция/Мексика/Швеция).

Драма “Закат” (номинант прошлогоднего Венецианского кинофестиваля) открывается картинами элитного отдыха в мексиканском отеле класса люкс с завораживающим панорамным видом. Герои, состоятельная пара (Тим Рот, Шарлотта Генсбур) с двумя взрослыми детьми, казалось бы, наслаждаются красотой и безупречным сервисом. Правда, умиротворение и радость от них не исходит. Может, Нил – уставший от жизни, скучающий богач?

Мнимую идиллию нарушает звонок с трагической вестью о кончине матери героини. Семья экстренно отправляется в аэропорт, где выясняется, что у Нила пропал паспорт. Нил остается,  однако про паспорт  он солгал…

Последующие действия героя накидывают еще больше вопросов. Не давая никаких объяснений, автор занимает позицию наблюдателя, а вслед за ним и зритель. Но именно в этой недосказанности и кроется магия фильма, особенно когда режиссер, словно мазками, отдельными репликами постепенно начинает раскрывать суть происходящего, отбрасывая ошибочные предположения зрителя.

Тим Рот – ради него (но и не только) стоит посмотреть “Закат”. Его преимущественно безмолвное существование на экране –  завораживает. Ближе к финалу станут ясны причины отстраненности и отрешенности героя, а зрителю останутся темы для размышлений.  К примеру, у каждого есть право выбора. Но как этот выбор может отразиться на жизнях других, особенно близких?

“ВЕЧЕРИНКА НА ВЫЛЕТ”. Режиссер Николя Плескоф (Франция).

Небесталанному архитектору Жанне предстоит отреставрировать роскошный старинный особняк семьи Джагер – владельцев бизнес-империи по продаже настольных игр. С добротным макетом, прихватив аптечку-несессер с пилюлями на все случаи жизни, Жанна отправляется к своим заказчикам. Впечатляет великолепием особняк, однако больше девушку озадачивает своими причудами экстравагантная полубезумная семейка. А когда во время вечеринки кто-то убивает главу клана, жизнь Жанны превращается в нешуточный квест: ведь убийца – один из обитателей замка, и, чтобы вычислить злодея, им нужно сыграть во все известные игры.

Если вас заинтригует трейлер, что вполне вероятно, то этот легкий, игривый ироничный комедийный детектив точно придется по вкусу. Здесь радуют глаз и сочность красок, и их дерзкие сочетания, и стилизация под винтаж, начиная с прически героини, заканчивая ретро-автомобилем и обстановкой замка. Почувствуется флер картин Уэса Андерсона, а кто-то, возможно, вспомнит знаменитую французскую серию о Фантомасе. Увлечет интрига, развеселят шутки, порой черный юмор, любопытна развязка.

И какой же французский фильм без любовной нотки? Весьма хороша Жанна в исполнении Алис Поль. Отрадно встретиться с актерами “старой гвардии” – Миу-Миу и Эдди Митчеллом. Отличная возможность приятно провести время в пестрой чудаковатой компании.

Вероника САРКИСОВА

«Экран и сцена»
№ 8 за 2022 год.

Print Friendly, PDF & Email