На “Сцене под крышей” Театра имени Моссовета режиссер Евгений Марчелли поставил спектакль “Фрекен Жюли” по пьесе Августа Стриндберга. Пьеса XIX века стала поводом для исследования природы человеческой ненависти и взаимной токсичности века XXI. А также возможностью показать феминизм и абьюз под особым углом зрения.
Спектакль сделан на стыке натурализма и абсурда. На небольшой кухне видны рукомойник, электроплитка, стол, пара стульев. Служанка Кристина (Кристина Исайкина) обманчиво невыразительна, немногословна, черт в тихом омуте – жарит настоящее мясо и параллельно варит, по приказу хозяйки, отраву для собаки. Соседство съедобного и смертельного, долгих пауз, во время которых случается катастрофа, и жалящих слов, ее усугубляющих, задает тон происходящему.
Характеры героев заявлены сразу: молчаливая Кристина, старательно прячущая ненависть к госпоже за неизменно тихим голосом и спокойным лицом, брутальный, подчеркнуто грубоватый Жан (Павел Усачев). Он плотоядно принюхивается к мясу и чуть ли не залпом выпивает дорогое вино из графских подвалов – еще не победившее быдло, но уже воинствующий полумаргинал. Жан и Кристина собираются пожениться, а сейчас намерены вместе ужинать, но на маленькую кухню стремительно врывается статная фрекен Жюли (Лилия Волкова). Напряженная, как сжатая пружина, с ярко накрашенными губами и немыслимым плюмажем на голове, сразу заполняющая собой пространство, – она клубок противоречий, сочетание красивого и вульгарного. Фрекен привыкла делать все, что заблагорассудится, получать все, что пожелает. Фрекен ненавидит мужчин, даже своей собаке не может простить встречу с кобелем, но сама вожделеет Жана, испытывая почти животную страсть. Она успокаивает Кристину тем, что не уведет у нее жениха, но явно лжет, события несутся стремительно, хотя внешне, как это всегда бывает у Стриндберга, почти ничего не происходит.
Персонажи Стриндберга – проводники сильных страстей, но они не властны над самими собой и могут разве что рухнуть под ними и обрушить вслед за собой мир. Режиссеру, однако, интересна локальная история – с чего начинается это крушение, какой жест или слово могут запустить лавину. Маленькую, в пределах одного дома, но смертельную для его обитателей. Марчелли почти вплотную придвигает актеров к зрителям: Кристина предложит кому-то из публики свежеприготовленный ужин, фрекен Жюли будет просить стик для айкоса, сцены соблазнения и секса (хотя и целомудренного – в ниж-нем белье и простынях) происходят на расстоянии вытянутой руки, и потому внутренний крик и внутренняя ненависть так и останутся за плотно сжатыми губами Кристины, в расширенных зрачках Жюли, в нагловатой иронии Жана. Сверхактуальный тренд о феминизме, виктимности и абьюзе Евгений Марчелли в союзе со Стриндбергом разворачивает в обратную сторону – есть еще и жертвы мизандрии, токсичные отношения работают в обе стороны, война полов никогда не заканчивалась.
Всех троих тянет друг к другу магнитом как к возможности наконец-то выразить свои чувства – держать их в себе становится уже физически невозможно. Фрекен соблазняет Жана прямо на кухне, Кристина поспешно набивает рот едой, пытается запить пивом, но подавится и будет вынуждена долго и мучительно кашлять, выплевывая в итоге, недоеденное в стакан. Жану предстоит проглотить обиду и унижение от госпожи в присутствии невесты. Он отомстит позже. Уговорив фрекен на побег, он ударом ноги расплющит клетку с ее любимой птичкой – и Жюли оцепенеет, потеряв всю свою силу.
В финале станет ясно, что лучше всех со спасением от лавины справилась именно Кристина. Долго терпевшая, подсказывавшая Жану нужные слова и решения, она еще раз подкинет жениху правильное слово: тот положит перед госпожой опасную бритву и уйдет в церковь. Фрекен Жюли в роскошном платье ляжет на кровать, где совсем недавно была почти счастлива, и будет долго смотреть на посверкивающее в галогеновом свете лезвие. Здесь все жертвы, но никого не жаль. Финал спектакля открыт, а вот надежд у фрекен Жюли уже не осталось.
Юлия КУЛАГИНА
«Экран и сцена»
№ 9 за 2021 год.