Михаил БЫЧКОВ: «Классика и эксперимент в одном пространстве»

• Михаил Бычков. Фото В.ЛУПОВСКОГОВоронежский международный фестиваль искусств, носящий имя Андрея Платонова, очень молод. Нынешний – четвертый по счету. Но в отличие от многих региональных акций он очень быстро встал на ноги и так же быстро завоевал авторитет одного из самых масштабных и значительных российских фестивалей. Десять дней (с 5 по 15 июня 2014 года) ошеломили размахом, разнообразием и оригинальностью программы.

Давно известно, что любое дело зависит от хозяина, и, разумеется, успех Платоновского фестиваля определяет фигура его художественного руководителя и директора Михаила Бычкова. За плечами Михаила Владимировича прекрасная школа (он ученик М.О.Кнебель) и воронежский Камерный театр, основанный в 1993 году, театр с завидной репутацией, хорошо известный за пределами своего города, постоянный участник “Золотой Маски”. Бычков не только талантливый режиссер, но и первоклассный организатор, знающий, чего он хочет, и способный воплотить свои мечты в жизнь.

Платоновский фестиваль – мегапроект, каждый сегмент которого говорит о понимании цели. Ее можно назвать культуртрегерской, просветительской. Для Михаила Бычкова принципиально показать воронежцам творчество лучших режиссеров, музыкантов, художников. В международной театральной программе – “Войцек, или Эскиз головокружения”, недавно возобновленный Жозефом Над-жем, “Последняя лента Крэппа” Оскараса Коршуноваса с Юозасом Будрайтисом, “Острова” Антона Адасинского. С Чеховского фестиваля прибыли “Вспоминая утраченное” Амита Лаава и “Still Current” Рассела Малифанта, а также спектакли из Польши, Словакии, Израиля. Артисты из Франции, Нидерландов, Германии участвовали в Параде уличных театров. Москву представляли “Добрый человек из Сезуана” Юрия Бутусова (Театр имени Пушкина), “Иллюзии” Ивана Вырыпаева (театр “Практика”), “Митина любовь” Владислава Наставшева (“Гоголь-центр”), “Платоновский вечер” Александра Филиппенко. И это далеко не полный перечень.

Выставочный блок сочетал мощную ретроспективу Александра Дейнеки “Обожаю всяческую жизнь” из собраний Третьяковской галереи и Курской галереи имени А.А.Дейнеки и экспозицию “Свобода – причина мира” (русский авангард из музеев Краснодара, Пензы, Самары, Саратова и Ярославля). К 80-летию Давида Боровского был приурочен совместный проект фестиваля и Бахрушинского музея “Избранное”.

Даниилу Хармсу и его окружению посвятили интереснейшую выставку “Случаи и вещи”. Среди экс-понатов – легендарный чемодан с рукописями писателя, вывезенный из квартиры Хармса в блокадную зиму философом Яковом Друскиным.

Прибавим к сказанному грандиозную Книжную ярмарку (в ней приняли участие десятки издательств) с множеством мероприятий, “круглым столом”, презентациями книг, специальной детской программой и совершеннейшим ноу-хау – “Эстафетой-чтением”, когда 70 человек, выбранных из числа тех, кто подал заявку в интернете, читали трехминутные отрывки из “Ювенильного моря” Платонова. Среди них была наша коллега и автор Ольга Егошина.

Даже если только внимательно изучить буклет, голова начинает кружиться от количества и качества идей, положенных в основу фестиваля. Музыкальная часть включала звездные имена. Музыка звучала в концертных залах, на улицах и площадях Воронежа. Жители города могли выбрать зрелище по своему вкусу. Но, следует сказать, что к программе фестиваля меньше всего подходят расхожие штампы, вроде “о вкусах не спорят”. Конечно, зрителя здесь направляли, его вкус воспитывали, расширяя кругозор, приобщая к новому языку искусства. Артисты и студенты творческих учебных заведений могли поучаствовать в мастер-классах, музыкальных и театральных, таких как “Комедия дель арте” (ее проводили гости из “Piccolo Teatro di Milano”), творческая встреча с Жозефом Наджем, открытые репетиции известного виолончелиста Марио Брунелло и скрипачки Алины Ибрагимовой, и так далее.

Каждый, кто причастен к театру, прекрасно понимает, каких сил, воли, умения требует воронежский праздник, ставший одним из главных событий лета. “ЭС” обратилась к руководителю фестиваля Михаилу Бычкову. Он любезно согласился ответить на наши вопросы.

– Когда вы задумывали “Платоновский”, на какой из фестивалей, уже существующих у нас или в мире, вы ориентировались? Какая модель кажется вам наиболее близкой?

– Я имел в виду фестиваль, на котором никогда не был. Это Wiener Festwochen, венский фестиваль искусств. Мне виделся праздник самых разных форм, видов, жанров, направлений, который проходит в цивилизованном, мирном, спокойном городе.

Когда я осознал, что не стану рваться в деловую, нервную Москву, специфический, очень красивый, но далекий от меня Петербург, то понял, что надо улучшать то место, где живу. Чтобы Воронеж становился более культурным городом. Ради этого я много лет делаю Камерный театр, ради этого уже четыре года существует наш фестиваль. Город меняется, люди меняются, конечно, не только благодаря нам, есть усилия других людей и организаций. Но свой вклад я ощущаю.

• Парад уличных театров – “Высокие братья”. Фото В.ЛУПОВСКОГОМодель Платоновского фестиваля искусств проста – он аккумулирует в одном пространстве все: музыку, литературу, театр, изобразительное искусство – шедевры, эксперименты (мне кажется необходимым прививать зрителю неизбалованному, неискушенному интерес к поискам). Так задумывался фестиваль, ровно таким он и получается.

– Имя Андрея Платонова, гениального писателя, обязывает. Однако “именные” фестивали всегда уязвимы. Вы не боитесь, что настанет время, когда режиссеры перестанут обращаться к творчеству писателя? Или “Платоновский” – только бренд, как, например, “Чеховский”, где спектакли по произведениям Антона Павловича показывают лишь в юбилейные годы?

– Мы с огромным уважением относимся и к Валерию Ивановичу Шадрину, и к Чеховскому фестивалю, который является нашим творческим партнером. Благодаря этому сотрудничеству удается оптимизировать расходы и показать спектакли, которые смотрят москвичи. Конечно, “Платоновский” – не фестиваль по произведениям Платонова. Но внутри существует платоновская программа. Наша задача – представить новые постановки или даже заказать проект. В прошлом году мы осуществили совместную работу с Мастерской Владимира Васильева. Семь молодых балетмейстеров представили свои хореографические миниатюры на темы Платонова. Получился платоновский танцевальный вечер. В этом году мы заказали воронежскому ТЮЗу театрализованную читку пьесы “Шарманка” (режиссер Камиль Тукаев) в сопровождении комиксов – графика Натальи Коньшиной. Нынче платоновская программа получилась весьма скромной. Год на год не приходится. Я уже знаю, что в будущем году нас ждут интересные постановки, такие как премьера в Рижском русском театре имени Чехова, спектакль Юрия Погребничко в московском театре “ОКОЛО дома Станиславского”, “Голос отца” в Театре на Таганке. Важно, что выходят новые книги о творчестве Андрея Платонова, возникают новые графические серии художников. Есть опера, пока еще не поставленная, – “Родина электричества”. Это наши резервы. Я с оптимизмом смотрю в будущее, уверен, что Платонов никуда не исчезнет не только из литературы, но и из смежных искусств.

– Какой из программ вы особенно гордитесь?

– Если говорить о фестивале этого года, то, конечно, музыкальной программой. Первое, чем я чрезвычайно горжусь: у нас состоялся сольный фортепианный концерт Михаила Васильевича Плетнева. Это выдающееся событие, ни с чем не сравнимое, непередаваемое “вещество” искусства в чистом виде. В основном Плетнев играл этюды Скрябина, но не только. Вся музыкальная программа получилась удачной. Выступали такие замечательные музыканты, как Вадим Репин, Алина Ибрагимова.

Особенность этого года в том, что мы открыли на нашем фестивале новое направление “Музыка мира”. Нам хотелось расширить кругозор воронежской публики, чтобы она услышала что-то кроме классических, академических произведений, звучащих на каждом фестивале. Мы привезли музыкантов из Индии, Португалии, Боснии, Мали, Гаити, Азербайджана. Это явно увеличило масштаб и усилило звучание нашей программы в целом.

Я кинулся в мир музыки и общался с большими музыкантами, их агентами, составлял афишу – все это оказалось очень мне интересно. Хотя существует определенный принцип. Я не могу пригласить, к примеру, четырех виолончелистов и ни одного скрипача. Мы стараемся придерживаться такого расклада: пианист, скрипач, камерный состав: квартет или трио, оркестр. Какой-то проект, связанный с современной музыкой.

– Поговорим об уличной программе. На предыдущих фестивалях ее не было.

• Сцена из спектакля “Войцек”. Фото В.ЛУПОВСКОГО– Да, мы проводили уличную программу в первый раз. Она принесла нам много статистических радостей (ее посетило огромное количество зрителей), но и много нервов. Скажу честно, у меня не было личной, непосредственной заинтересованности (не слишком люблю массовые действа), но когда на параде уличных театров “Летние сны” (хотя я и охрип в тот день) видишь, как у десятков тысяч людей светятся глаза, то понимаешь, что праздник состоялся. Воронежцы фотографировали этих клоунов, бабочек…

– А сколько радости было у детей…

– Мне кажется, что радость у детей должна быть повседневной. От того, что они видят, что им читают. Хотя про уличную программу – программу для всех, можно сказать: это случилось. И даже дождя не было, что важно. Делать это необходимо.

– В частности, для популяризации театра.

– Согласен.
• На выставке “Случаи и вещи”, посвященной Д.Хармсу. Фото В.ЛУПОВСКОГО
– Все-таки вам очень повезло с губернатором области.

– Это правда. Не было бы Алексея Васильевича Гордеева, не было бы Платоновского фестиваля. Я чувствую настоящую поддержку. Я понимаю, что мне доверяют. Что мы хотим одного и того же. Поддержка губернатора освобождает меня от необходимости оправдываться, оправдывать свой выбор. Почему я выбрал тот спектакль, а не другой? Почему в каком-то случае отсутствует сюжет, а в каком-то возникает абсурд? Мне не нужно отчитываться. Гордеев не позволяет себе вмешиваться. То же с организационно-финансовыми вопросами. Если фестивалю что-то нужно, я могу позвонить мэру. Я могу позвонить в силовые структуры. Никакие пожарники не будут нам препятствовать, а наоборот, создадут всю необходимую систему, чтобы обеспечить безопасность. На спектакле Антона Адасинского в парке “Алые паруса” целый взвод пожарных с брандспойтами контролировал огни на воде. Мы ставим задачи, а специалисты их выполняют. Все это возможно благодаря Гордееву и Попечительскому совету, который он возглавляет. Они берут на себя треть бюджета фестиваля, бюджета не маленького. 

– Каковы перспективы Платоновского фестиваля? Вы уже подумываете о программе Пятого фестиваля искусств?

– Частично. С кем-то не удалось договориться в этом году, переносим важное для нас выступ-ление на следующий фестиваль. Например, не получилось устроить концерт Николая Луганского, надеюсь, он сыграет для нас через год.

Перспективы у фестиваля неплохие. Однозначно, что Платоновским фестивалем наш регион дорожит. Для меня перспективы в том, чтобы совершенствовать модель, формулу, механизм подготовки, команду фестиваля. С этим проблемы. Далеко не всеми технологиями арт-менеджмента мы овладели, далеко не на всех участках работы у нас есть квалифицированные специалисты. Их надо искать. Или выращивать. Вы не поверите, у нас нет специалиста, который занимается театральной программой. Вроде бы зачем он, если директор фестиваля – режиссер? Теперь я понимаю, что это глупо. Должен быть такой человек. У нас есть люди, которые отвечают за выставочную, музыкальную, книжную программы.

Главное для фестиваля – жить и развиваться параллельно с тем, как существует регион. Пока я этим занимаюсь, мы будем прививать воронежцам понимание того, что они – жители планеты, часть культурного, гуманитарного пространства.

Вопросы задавали

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ и Владимир ЛУПОВСКОЙ

«Экран и сцена»
спецвыпуск № 2 за 2014 год.