Открытый фестиваль искусств “Черешневый лес” включает в свою программу замыслы с размахом. И не только такие сложносочиненные постановки, как “Пер Гюнт” Юрия Бутусова в Вахтанговском театре, заставляющий публику и критиков ломать голову над режиссерским решением драмы Ибсена и, одновременно, восхищаться фантастической самоотдачей артистов. В афише фестиваля — премьера Театра Олега Табакова “Моя прекрасная леди” – спектакль, идеально отвечающий запросам самой широкой зрительской аудитории, той, что мечтает о праздничном зрелище, которое поднимет настроение и заставит отрешиться от будничных забот. “Как хорошо началась неделя!” – сказала дама своей приятельнице, выходя из театра на Сухаревскую площадь.
Мало кто помнит гастроли американской труппы, впервые показавшей советской пуб-лике “My fair lady” Фредерика Лоу и Аллана Джея Лернера в 1960 году. Москвичи, ленинградцы и киевляне были потрясены спектаклем Мосса Харта, поставившего легендарный мюзикл на Бродвее с Джули Эндрюс (в Союзе главную роль играла Лола Фишер). Попытки театров музкомедии перенести “Мою прекрасную леди” на русскую сцену, “догнать и перегнать Америку”, оказались тщетными. Спустя годы на наших экранах появится фильм Джорджа Кьюкора с Одри Хепберн в роли Элизы (музыкальные номера озвучивала Д.Эндрюс), ставший классикой киномюзикла, наряду с “Вестсайдской историей” Леонарда Бернстайна.
Художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков пригласил Аллу Сигалову, дав ей карт-бланш в выборе материала. В интервью Сигалова призналась, что главным манком для постановки “Моей прекрасной леди” стало “чудо, возникающее, когда педагог отдает супервнимание своему ученику, – и с этим всегда, как правило, связана влюбленность”, как педагога в ученика, так и ученика в педагога.
Стоит заметить, что Дарья Антонюк (Элиза Дулитл) – выпускница Школы-студии МХАТ и, стало быть, ученица Сигаловой, как никто умеющей научить студентов бесстрашию (недаром они не боятся ни ледниковых периодов, ни танцев со звездами). Дарья – победительница телеконкурса “Голос” (2016), актриса поющая, что, безусловно, определило ее назначение на главную роль.
Спектакль создавала звездная команда. Знаменитый сценограф Георгий Алекси-Месхишвили выстроил на сцене двухэтажную конструкцию. Вращаясь на круге, она легко переносит место действия с залитой дождем площади перед лондонским театром в кабинет профессора Хиггинса, на трибуны скачек и так далее. Изящные лестницы и авансцена прекрасно выполняют роль подиумов для роскошных коллекций Валентина Юдашкина, придумавшего целую серию эффектных театральных дефиле в стиле ретро. Белые платья-плащи и крылатки в прологе, черные сногсшибательные дамские туалеты и фантастические шляпы, украшенные страусиными перьями в сцене скачек, бальные наряды немыслимой красоты: море оборок, кружев, бантов и искусственных цветов. Художник по костюмам не скован верностью какой-то определенной эпохе. Так, в доме Хиггинса штат прислуги во главе с миссис Пирс (Яна Сексте) облачен в готические одеяния, черные тени на веках, обведенные черным губы придают “персоналу” устрашающий вид. Мытье замарашки Элизы в ванне похоже на жуткий ритуал. Но постепенно похожие на сказочную нечисть горничные включаются в игру, сперва негодуя, а позднее сочувствуя Элизе всей душой.
Определяя жанр “Моей прекрасной леди”, Алла Сигалова осторожно назвала его музыкально-драматическим спектаклем. Такое определение освобождает режиссера от упреков в недостаточно тщательном следовании законам мюзикла, где музыкальная драматургия требует филигранного исполнения, когда пение, танец и диалоги спаяны воедино. На премьере были очевидны потери в звуковой партитуре, запись оркестрового сопровождения то слышалась издалека, то, напротив, казалась слишком громкой, утрачивая полутона.
Режиссер делает ставку на артистов, многих из которых она хорошо знает по общей работе. В основе спектакля – великолепный дуэт. В характере Генри Хиггинса (Сергей Угрюмов) соединились ранимость, упрямство, напускной цинизм. Его антипод – полковник Пикеринг (Виталий Егоров) – воплощенная английская сдержанность и элегантность. По замыслу режиссера, эта пара не только коллеги, друзья, но и соперники, влюбленные в Элизу. Да и как остаться равнодушным к девушке, довольно быстро превратившейся из цветочницы в принцессу. Дарья Антонюк ни в коей мере не “голубая” инженю. Ее независимая натура, темперамент и энергия особенно ярко проявляются в музыкальных номерах, лучшими из которых становятся знаменитые песенки “Подожди, Генри Хиггинс!” и “Я танцевать хочу”, которые она поет очень по-своему. Отличный голос, изящество и легкая ирония делают одним из самых обаятельных персонажей – Фредди Айнсфорд-Хилла в исполнении Вячеслава Чепурченко. Отдельной строкой выделим и эпизодическую роль миссис Айнсфорд-Хилл. Каждый выход Евдокии Германовой приковывает внимание отточенной пластикой и иронией.
Педагогическая поэма завершается торжеством победительницы-ученицы над побежденным учителем. Это победа любви. Не только Элизы и Хиггинса. Но и всех участников спектакля к режиссеру. Такая любовь – гарантия успеха и долгой жизни “Моей прекрасной леди”.
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 18 за 2019 год.