Юбилейное
С трудом верится в то, что замечательному художнику Сергею Михайловичу Бархину исполнилось 75. Он человек абсолютно вне возраста. Трость светского льва и седая бородка кажутся всего лишь новой ролью “ЧЕЛОВЕКА-ТЕАТРА”, как назвал Бархина Андрей Юрьевич Хржановский. Тавтология – самый артистичный художник – ему очень подходит.
На церемонии вручения первой “Золотой Маски” Сергей Михайлович вышел на сцену, держа в руках венецианскую маску с длинным носом, сделанную по рисункам Калло. “Еще неизвестно, дали бы мне премию или нет, а у меня уже есть”, – пошутил он.
Бархин всегда парадоксален. Он существует внутри художественной культуры. Одновременно во всех веках. И в этом его уникальность. Когда он что-то делает, он меньше всего думает о моде, каких-то новых тенденциях. И, тем не менее, остается современным. С младых ногтей и по сей день.
Его любимый персонаж – Палладио. Вообще, великие итальянцы ему близки. Бархин когда-то давно делал “Ромео и Джульетту” для учебного спектакля Щукинского училища. Но мерил свою работу не учебными, но шекспировскими масштабами, масштабами итальянского Возрождения. Можно объяснить его неповторимость культурными генами: он родом из семьи знаменитых архитекторов. Его прапрадед купил дом Доменико Жилярди, в нем до последних дней жила его бабушка. В семейной хронике “Хлудовы, Найденовы, Новиковы” – можно прочесть о его предках и найти лишнее подтверждение того факта, что наш юбиляр – наследник по прямой.
Его спектакли доказывают непрерывность культуры, но он никогда никого не копировал. Сложно определять его искусство периодами. Вспоминаются спектакли в Горьковском ТЮЗе, которые он делал с Борисом Наравцевичем. “Двенадцатая ночь”, к примеру. Волшебная сценография!
Но все знают, что Бархин не только театральный художник. Он прекрасный книжный график, гениальный рассказчик, талантливый писатель-эссеист. Как хороша его книга “Ламповая копоть”!
Бархин очень легко переходит из одного вида искусства в другой. Можно вспомнить фильм “Лев с седой бородой”, который он делал с Андреем Хржановским по сценарию Тонино Гуэрра. Он дружил с Тонино, они много общались.
Сергея Михайловича позвали преподавать, он и здесь себя нашел, у него много учеников.
С Бархиным хорошо начинать новое дело. Это прекрасно понимали Генриетта Яновская и Кама Гинкас. Черный снег и оперные египетские фараоны в “Собачьем сердце” явили Москве обновленный ТЮЗ. Когда в Бахрушинском музее была выставка к юбилею Гинкаса, весь шаляпинский зал украшали павлиньи перья – напоминание о “Черном монахе”.
Уже три спектакля сделал Сергей Бархин с Миндаугасом Карбаускисом. Этот союз кажется очень плодотворным.
С юбилеем, Сергей Михайлович!
Редакция “ЭС”
«Экран и сцена» № 6 за 2013 год.