В ожидании итогов

• Эскиз к костюмам к спектаклю "Русалка Света из деревни Перемилово"“Золотая Маска”

 
Пропуском-приглашением на ежегодную выставку СТД РФ “Итоги сезона” стал симпатичный номерок (театр начинается с вешалки) с цифрой 49. Остался один год до 50-летнего юбилея.
В этом году художники расположились в новом пространстве Центра современного искусства – Галереи М’АРС (куратор проекта Инна Мирзоян).
“Итоги сезона” открылись в День Театра – 27 марта. В этот день традиционно стартует основная конкурсная программа “Золотой Маски”. Нынешняя экспозиция приурочена к фестивалю, и несколько залов галереи представляют работы номинантов. Если традиционно “Итоги” – выставка москвичей, то на этот раз в ней участвуют и художники из-за рубежа, из Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска.
Давно не припомню такого столпотворения. Народ прибывал с каждой минутой, и уже минут через сорок стало ясно: гардероб не справляется с работой. Кто-то нервничал в очереди, а кто-то шествовал на выставку с шубой подмышкой.
Больше всего порадовало, что сюда, в галерею в Пушкаревом переулке, пришли не только художники (самый дружный цех), но и режиссеры, и критики.
Выскажу предположение, что практики ищут возможности неформального общения. “Итоги” превратились в клуб, где можно обсудить впечатления от уже увиденных спектаклей и тех, что предстоит посмотреть. Вспоминался фестивальный клуб, когда-то организованный в Синем зале СТД на Страстном (1998), где с утра до поздней ночи “гудели” участники и зрители-профессионалы. (Быть может, настала пора вернуться к этому начинанию, дающему выхлоп эмоциям, и просто важному дружескому застолью, обмену мнениями.)
Выставка дает возможность внимательно рассмотреть работы, представленные на конкурс. Восхититься, порадоваться, поспорить.• Эскиз к костюмам к спектаклю "Гедда Габлер"
Безусловным украшением экспозиции стали макеты Сергея Бархина к “Талантам и поклонникам” и “Гедде Габлер”. Союз с Камой Гинкасом – давний, хотя и для режиссера, и для художника ибсеновский спектакль в Александринке – необычен, он расколол критиков на две партии – почитателей и противников трактовки. В этом отсутствии единодушия как раз нет ничего необычного. Нынешнее время разводит критиков по “лагерям”. Такого размежевания, как сегодня, возможно, никогда еще не было.
Народ “кучковался” у роскошных макетов Владимира Арефьева к “Войне и миру” Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Рядом серия эскизов костюмов Ольги Поликарповой. Огромная, масштабная работа.
Интерес вызвал макет Виктора Шилькрота к “Алым парусам” Пермского Театра-Театра.
Как никогда, в этом году драматические театры активно участвуют в музыкальном конкурсе. В номинации “современный танец” – вахтанговцы с “Анной Карениной”, в оперетте-мюзик-ле – кроме пермяков – “Алые паруса” новосибирского “Глобуса”.
Точно так же нет четкого разделения на художников драмы и музыкального театра. Алексей Кондратьев, знакомый нам по спектаклям “Ленкома”, показал на “Итогах” свои эскизы к “Графу Ори” Театра оперы и балета Екатеринбурга.
На выставке много работ молодых художников, некоторые из которых дебютанты на “Итогах сезона”.
В афише “Маски” любопытен кукольный блок. Уже при входе можно видеть эскизы Анны Викторовой к “Русалке Свете из деревни Перемилово”. Спектакль питерского “Кукольного формата” использует картины известного московского художника Владимира Любарова. Хороши сценография и куклы Евгении Шахотько к “Снеговику” ГЦТК имени С.В.Образцова. Не говоря уже об Илье Эпельбауме, неоднократном лауреате Национальной премии, придумавшем “Скорую помощь”.
Выставка “Итоги сезона” завершится 10 апреля, то есть за неделю до объявления победителей. Но по экспозиции ясно: Жюри будет из чего выбирать.
 
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена» № 6 за 2013 год.