Импровизируя дуэты

Сцена из балета «Глава вторая». Фото Б.АННАДУРДЫЕВА

Сцена из балета «Глава вторая». Фото Б.АННАДУРДЫЕВА

В Большом театре в тридцать третий раз прошел фестиваль мирового балета Benois de la Danse. Традиционно он состоял из двух вечеров, на первом из которых были объявлены лауреаты и состоялся благотворительный концерт номинантов Приза Benois de la Danse, а на втором гала-концерте выступили лауреаты прошлых лет.

Три года назад председателем жюри приза и художественным руководителем программы стала Светлана Захарова – ей удается в непростых обстоятельствах сохранять международный статус конкурса и фестиваля. Вместе с председателем правления Центра Бенуа Региной Никифоровой она собрала солидное международное жюри, куда вошли представители балетного истеблишмента трех континентов: художественный руководитель Международного фестиваля танца Ballet Globe International Dance Festival и танцовщик из Казахстана Ерлан Андагулов, этуаль Парижской Оперы и хореограф из Франции Жан Гизерикс, художественный руководитель Шанхайского балета Синь Лили, создатель и художественный руководитель ряда танцевальных и балетных коллективов ЮАР Эстер Нассер, художественный руководитель балета Мариинского театра и директор Театра балета имени Л.Якобсона Андриан Фадеев, а также артист из Санкт-Петербурга Фарух Рузиматов. Поскольку члены жюри могли выдвигать артистов из своих стран, среди номинантов оказались представители России, ЮАР, Франции, Казахстана и Китая.

На соискание премии было выдвинуто шесть хореографов. Александр Сергеев попал в этот список за создание авторской версии балета Лео Делиба «Коппелия» в Мариинском театре. Мукарам Авахри номинирована за спектакль «Сакральные танцы» на музыку Игоря Стравинского, групп Chemirani и Bugarabu, поставленный для труппы «Астана Балет», главным балетмейстером которой она является с 2017 года. За работу «Лили» для Шанхайского балета выдвинули хореографа Вана Гэ. Главу Национального хореографического центра Тура Томаса Лебруна включили в шортлист за показанный на танцевальном фестивале во французском Туре Tours dHorizons спектакль современного танца «Название не имеет значения» на музыку бельгийской группы Des Mona и Максима Фабра. Андрея Меркурьева номинировали за хореографию к балету «Кармен-сюита» Жоржа Бизе/Родиона Щедрина. Южноафриканский хореограф Мтутузели Новембер попал в список номинантов за спектакль «Глава вторая» на музыку Питера Джонсона, созданный для Cape Ballet Africa.

Концерт номинантов получился не длинный, в нем не было засилья классических номеров. Как обычно, внимание зрителей и критиков привлекли участники, выступавшие в Москве впервые. Открывали смотр артисты из Казахстана, где успешно функционируют целых три балетных театра. «Астана Балет» в меньшей мере, чем две другие балетные компании Казахстана, специализируется на классике, в ее репертуаре много современных балетов и спектаклей современного танца преимущественно этнического направления. На вечере был показан цельный фрагмент «Qash» с музыкальной композицией Le Retour de Molla Nasr’din иранского перкуссионного трио Chemirani из «Сакральных танцев». Восемь девушек с утрированно длинными косами исполнили некий ритуал, связанный с женской сексуальностью. Простой танцевальный рисунок оказался стильно раскрашен разными оттенками красного света, придуманными уйгурской художницей Гузель Закировой. Хореографу приз не достался, но у балетоманов теперь появилось новое направление для театральных путешествий в дружественные страны. Кроме обозначенных выше спектаклей, связанных с национальной историей и мифологией, в репертуаре театра значатся хиты Баланчина, Форсайта и Килиана. Самым сложносочиненным в плане виртуозности номером концерта стало адажио из балета «Коппелия», которое исполнили номинированная на Приз Бенуа балерина Мариинского театра Рената Шакирова и Филипп Степин. Александр Сергеев отклоняется здесь от проторенных путей неоклассики, где па де де превратились в дуэты, а адажио наполнились нежностью и томностью откровенных поддержек. В его адажио вместо неги у партнеров есть свои маленькие трюки вроде быстрого вращения балерины с последующим прыжком в руки кавалера. Диктуя правила в дуэте, феминистичная Сванильда в новой «Коппелии» хочет сохранить свое превосходство над Францем. Шакирова и получила заветную статуэтку работы Игоря Устинова как лучшая танцовщица. Она находится на пике творческой активности, после «Коппелии» поучаствовала в апрельской премьере «Танцсцен» Вячеслава Самодурова, где ей досталась роль солистки, сопоставимая по масштабу с партией Избранницы в «Весне священной». У выпускницы МГАХ Виктории Данковцевой из НОВАТ не было шансов обыграть Шакирову, но она смогла внести лирическую напевную ноту, удивив красивыми линиями и изящными вращениями в черном па де де из «Лебединого озера».

Номинация «танцовщики» была представлена богаче, и конкуренция здесь оказалась жестче. Приз получил Дмитрий Смилевски за исполнение сразу нескольких партий в премьерах 2024 года. Он станцевал вариацию Меркуцио из балета Михаила Лавровского «Ромео и Джульетта», которая, будучи образчиком драмбалетного монолога, как выяснилось, не подходит для концертного исполнения. Лишенная сценического антуража, она и танцевально выглядит бедно, хотя Смилевски всячески стремился показать ее озорной маскарадный дух. Смилевски обошел другого, не менее сильного номинанта от Большого театра Алексея Путинцева, выдвинутого за исполнение роли Фердинанда в балете Юрия Красавина «Буря». Вместе с Маргаритой Шрайнер он станцевал изобретательный дуэт из этого замечательного балета, напомнив, какой шедевр на шекспировскую тему создал в прошлом сезоне Вячеслав Самодуров. Извлеченный из спектакля, дуэт не теряет своей экспериментальной природы, в нем Фердинанд учит Миранду танцевать не по классическим законам, а по своим собственным, поощряя импровизационное начало в танце партнерши. И эту линию импровизационного дуэта, в котором содержанием становится сам танец, сочетание его элементов, продолжили артисты из ЮАР. Джошуа Уильямс, еще один лауреат Бенуа, и Миа Кумбер вышли на сцену в отрывке из балета «Глава вторая» и показали, что дуэт, где танцуют мужчина и женщина, может не строиться на романтических отношениях, не на борьбе или соревновании, а представлять собой головоломку вроде кубика Рубика с непредсказуемым количеством комбинаций. Трудно судить о содержании балета «Глава вторая» по представленному отрывку, но в нем явно присутствует здоровая ирония над гендерными отношениями персонажей в полосатых костюмчиках, которые и спровоцировали ассоциацию с кубиком Рубика. Жюри решило наградить и хореографа этого опуса Мтутузели Новембер, назвав его лучшим. Стоит отметить, что театральные и танцевальные компании из ЮАР, приезжающие регулярно в Россию на разные фестивали, демонстрируют очень высокий класс. Вспоминаются недавние гастроли южноафриканской «Вуяни данс компани» со спектаклем «Сион», где постановщик Грегори Макома причудливо соединяет вербатим с современным танцем, а также яркие работы безвременно ушедшей Дады Масило, показанные раньше на фестивалях DanceInversion и «Дягилев P.S.».             

В этом году фестиваль посвятили памяти ушедшего в мае 2025 года основателя программы Юрия Григоровича и посмертно наградили его Призом Бенуа. На втором концерте звезды балета танцевали отрывки из спектаклей в хореографии Григоровича, в том числе и Светлана Захарова, показавшая трогательный монолог Анастасии из балета «Иван Грозный». А фаворитами гала-концерта лауреатов разных лет стали представляющие независимую компанию Lucia Lacarra Ballet Люсия Лакарра и Мэтью Голдинг, заворожившие зал в композиции «Метель» на музыку Георгия Свиридова.

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Экран и сцена»
Июль 2025 года