
Сцена из спектакля «Хор идентичностей». Фото Е.ЛЯМИНОЙ
ОП! ФЕСТ, прошедший в июне в калининградском «Барне» (этот красивый сарай на задворках района Амалиенау в 1920-е был частью немецкой катушечной фабрики, а сейчас является частным выставочным пространством), придумали и сделали своими руками художницы, кураторы и театроведы, которые недавно поселились в Калининграде, поскольку здесь открылся филиал питерского РГИСИ, и, что логично, решили исследовать человека и среду. Референсами были немецкий Хеллерау и американский Блэк Маунтин колледж – места органичного слияния художника и пространства. Педагоги сценографов, Анна Полякова и Екатерина Осколкова, думали, чем интересным окружить первую развеску работ их первокурсников. Продюсером фестиваля стала уехавшая из Новосибирска Юлия Чурилова, опора многих важнейших инициатив в Калининграде.
Почти на месяц «Барн», распложенный на поляне за железной дорогой среди деревьев и грядок, стал пространством для разговоров, знакомств и опытов. Многие из организаторов работают во вновь открывшемся филиале питерского РГИСИ, но тянет их к междисциплинарности. Поэтому выход наружу, за пределы театра, принципиален для ОП! ФЕСТа: под крышей «сарая» и вокруг него ежедневно встречались представители разных профессий (не всегда связанных с театром) и изучали среду, друг друга, самих себя и культуру в разных ее проявлениях.
В этот «почти месяц» случилось многое.
Например, разговор с калининградской арт-группой «Нежные бабы», известной своими видеоперформансами и инсталляциями, связанными с памятью, феминистским дискурсом и деколониальным подходом к локальным контекстам. Александра Артамонова и Евгения Лаптева пришли в «Барн», и все вдруг стало таинственным, даже свет приглушили. Они представились и стали показывать свои видеоперформансы. На одном девушка, молча, без звука, прокалывает ухо иглой, до крови. На другом – уже со звуком – перформерка лепит себе на грудь и ключицы монеты, а в конце закрывает ими глаза, как покойница. Видео черно-белые, сняты как будто через старое мутное зеркало. Если смотреть без комментариев – ничего не ясно, только море ассоциаций. Но художницы рассказали о своей экспедиции в Пермский край, о том, как общались с местными жителями, о женщинах, работающих в шахтах. Эти истории и стали основой для так называемого «жеста» (этим словом «Нежные бабы» называют свои перформансы).
Простой по форме разговор о сложном вызвал закономерный вопрос: «А любой ли сможет сделать такой “жест”»? Ответ не заставил себя ждать: оказывается, Саша и Женя проводят в разных городах лаборатории, куда может прийти каждый. Неважно, есть ли у вас опыт, какая профессия и возраст. Важно, что вы «не можете не сделать» этот жест. Вот работа одной из участниц лабораторий: на видео девушка меряет одежду своей бабушки, действие озвучено записью интервью с бабушкой, в котором иногда слышны слезы и отказ сказать что-то вслух. Что для этого «жеста» было нужно? Камера, бабушкины вещи, записанное интервью. Но главное – желание сделать это во что бы то ни стало.
Например, автофикшн-спектакль Зары Демидовой и Карины Бесолти «Хор идентичностей». Монологи Зары Демидовой, которая сначала накидывает на себя разные маски, как будто прячась от зрителя, а потом снимает их, показывают разные этапы жизни актрисы: работу на радио в токсичном мужском коллективе, похороны бабушки, расизм со стороны сверстников в театральной студии, страх за сына. В финале звучит голосовое сообщение об отце, в нем – трудность принятия и прощения. Маски спали, и Зара-актриса показала Зару настоящую. Автофикшн двигает границы театра и заставляет размышлять: сколько в каждом из нас ресурса, который может стать спектаклем, а еще – помочь кому-то пережить личную травму.
На читке пьесы «Лето человеческое» Андрея Лялина двое, актер и актриса, Сергей Корнющенко и Любовь Орлова, вместе с режиссером Еленой Ляминой произносили текст о жизни и смерти, о любви и прощении, о разрыве между детьми и родителями. В тот день совпало все: теплая погода, ветер, тополиный пух и светлое пространство «Барна», в котором, как и в пьесе, оказалась лестница на второй этаж, на чердак, где хранятся вещи из прошлого. В пьесе герои уезжали на пустынный скандинавский остров, чтобы умереть, а в читке артисты открывали двери и запускали в пространство летний воздух и звуки, напоминавшие о жизни.
Вечер «Поэты на грядках» прошел прямо в выставочном зале «Барна», в окружении работ студентов-первокурсников сценографического отделения РГИСИ. Два калининградских поэта, Сергей Михайлов и Сергей Самойленко, читали стихи, точно и как будто просто схватывающие чувство человека, живущего в городе, на его окраинах, а то и на окраине жизни, пустой или звонкой. И странным образом соединяли свой экзистенциальный опыт с эскизами к несуществующим спектаклям.

Эскизы художников-сценографов РГИСИ. Фото предоставлено фестивалем
«Радио BARN» – серия разговоров с независимыми художниками, местными и приезжими, о том, как они формируют собственную среду. Ольга Дмитриева, рисующая комиксы про Канта и играющая свой автофикшн в квартире, рассказывала, как превратила ресерч на Куршской косе в книжку. Режиссер Полина Кардымон и поэт Егор Зайцев (кооператив «КЕК») доказывали, что подстраиваться под формат не имеет смысла. Василий Дриго, дизайнер и создатель газеты «Жир», объяснял прелести аналоговых изданий в век цифровой зависимости. А группа кураторов и художников, давно и активно работающих в поле калининградского совриска, – Дмитрий Чайка, Юлия Горбунова, Александра Константинова, Денис Тихомиров и Татьяна Собенина – рассуждали о малых возможностях в эпоху перемен. Самоироничный, горький и слегка обнадеживающий разговор показал, какое чуткое арт-комьюнити есть в Калининграде и как оно, потеряв связь с европейским контекстом, ищет новых тактик.
Театр горожан с Екатериной Лучниковой и парой десятков собравшихся участников рассказывали друг другу странные вещи. Обсуждали книжку Вальтера Гропиуса с урбанистом, смотрели док-кино, выбранное Дарьей Омельченко, талантливым режиссером и куратором, организовывающей в Калининграде кинопоказы, устраивали регулярные вылазки на улицу: устраивали танцы, от сальсы до рейва, рисовали, делали короны из трав, а в последний день готовили окрошку.
За этот «почти месяц» в пространстве, далеком от шума города, машин, суеты, люди знакомились с чем-то новым: со средой, с другими людьми, с разными формами разговоров о культуре. Становились не просто пассивными слушателями, но активными участниками происходящего. ОП! ФЕСТ, придуманный для того, чтобы исследовать среду, за короткое время стал местом, где можно спокойно и свободно делиться знаниями, потому что среда к этому располагает. Мы ее не победили, а соединились с ней на время, почувствовав ценность естественного пребывания в ландшафте лета.
Дарья БЕРГМАН, Кристина МАТВИЕНКО
«Экран и сцена»
Июль 2025 года