Сподвижники, соавторы, друзья

Александр Петров и Павел Бубельников. Фото предоставлено театром

Александр Петров и Павел Бубельников. Фото предоставлено театром

31 октября на сцене Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» представят недавнюю премьеру – оперу «Сказка о царе Салтане». Этот показ приурочен к двойному юбилею отцов-основателей театра на улице Рубинштейна – Александра Петрова и Павла Бубельникова.

Сегодня определение жанра спектакля «для семейного просмотра» нередко бывает дежурным, за ним часто скрывается заурядный утренник. Сверхзадачу «Зазеркалья», родившегося тридцать семь лет тому назад, прекрасный тандем представлял себе как некий идеальный театр, в котором будут расти юные ленинградцы. Выросшие зрители «Детского альбома», «Пастушки и трубочиста», «Страстей по Каштанке» со временем приведут в театр своих чад, по вечерам образуя постоянную публику на «взрослых» операх мирового репертуара.

Художественного руководителя и главного дирижера «Зазеркалья» можно смело назвать наследниками по прямой. Александр Петров родом из петербургской династии художников и архитекторов. Двоюродный дед – режиссер Н.В.Петров под псевдонимом Коля Петер начинал свой путь в знаменитых артистических кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», был ассистентом Вс.Э.Мейерхольда, после революции возглавил Александринский театр (в те годы Акдраму), позднее московский Театр Сатиры, стал педагогом ГИТИСа. Родители Павла Бубельникова – музыканты. Отец – А.С.Бубельников, оперный дирижер, профессор Ленинградской консерватории, мать – Т.В.Френкель, педагог по призванию, преподавала теорию музыки и гармонию в Музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова.

Создатели «Зазеркалья» – выпускники Школы-десятилетки при Консерватории. «Детство, прошедшее в ее стенах, можно назвать счастливым» – считает Павел Бубельников. Этот союз возник в начале 1970-х в Малом оперном (Михайловском) – общая работа, родство душ, сходство вкусов и пристрастий сплотили друзей. Мечта о своем театре смогла осуществиться в 1987 году. «В это время в ЛГИТМиКе готовился к выпуску первый набор курса актеров музыкального театра под руководством Александра Петрова. Возникла счастливая возможность создать из этих выпускников костяк труппы нового театра <…>. Для открытия выбрали оперу-двухактовку Леонида Десятникова “Браво-брависсимо, пионер Анисимов, или Никто не хочет петь”».

Сегодня кажется невероятной идея открытия музыкального театра (в отличие от театра драматического он не может довольствоваться «ковриком»), с оркестром, пусть и бриттеновского камерного состава, без своего помещения. Как небезызвестный герой Чехова, одной рукой поднимавший только полтора пуда, а двумя – пять, даже шесть, этот дуэт сумел «взять вес», сдвинуть горы. Бесценной оказалась помощь Н.И.Сац.

«Ну скажите, зачем я вам нужна», – спрашивала Наталья Ильинична у совершенно неизвестного ей дирижера. Замечательный рассказ о том, как удалось уговорить матриарха детского музыкального театра приехать в Ленинград и освятить своим присутствием рождение нового театра, открывает книгу Павла Бубельникова. Она называется «Рассказы из-под дирижерской палочки» и вышла совсем недавно в московском издательстве «Аграф». Элегантная черная обложка с портретом автора, изящный формат (оформление Людмилы Митич, общая редакция Марины Корнаковой, редактор Ирина Парина) – книжку приятно взять в руки. Еще приятнее «проглотить» ее 300 страниц, рассмотреть фотографии из семейного архива. Короткие эссе, случаи из театральной жизни автор определяет как байки, хорошо известный жанр, рожденный в кулуарах-курилках. Но смысл книги гораздо шире, чем собранье пестрых анекдотов. В нее входят воспоминания о тех, кто сыграл важнейшую, решающую роль в жизни автора, учителях (одна из глав посвящена легендарному профессору Илье Александровичу Мусину), друзьях, коллегах. «Наши лучшие слова – интонации» – эта формула Марины Цветаевой определяет главное достоинство «Рассказов из-под дирижерской палочки». Страницы книги проникнуты добродушным юмором. И, конечно, самоиронией: во многих эссе Павел Бубельников не боится показаться читателю смешным в своих отношениях с оркестрантами, в житейских ситуациях.

Разумеется, одним из героев историй стал Александр Петров. «Мы с Петровым оба скорпионы, хотя достаточно разные». Эта «разность» не мешает взаимопониманию двух единомышленников, сумевших за пятьдесят с лишним лет не потерять абсолютного доверия друг к другу.

Многая лета славному, счастливому тандему!

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
Октябрь 2024 года.