Предлагаем еще один фрагмент из неопубликованной рукописи И.П.Уваровой об Эдуарде Кочергине, отмечающем в этом месяце свое 85-летие. Начало публикации см. в №№ 4-6, 15, 16 за 2022 год. Поэтика Эдуарда Кочергина, положенная на петербургскую основу, может быть понята как путешествие по концентрическим кругам литературы. Чем ближе к центру, тем более возрастает напряженность пространства. Гоголевский круг…
Наследие
Петербургские сновидения. Пушкин, Гоголь
by Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ •
Предлагаем еще один фрагмент из неопубликованной рукописи И.П.Уваровой об Эдуарде Кочергине. Начало публикации см. в №№ 4–6, 15 за 2022 год. Декорации Кочергина не содержат в себе литературности, но петербургские писатели, предшественники Кочергина, – в большой мере сами художники. Стихия среды, пришедшая в действие, метафоричность окружающего мира у Кочергина имеет устойчивую основу в русской культуре.…
Наследие
Горизонты литературы – пространство сценографии
by Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ •
2 августа 2022 года Ирине Павловне Уваровой (1932–2021) исполнилось бы 90 лет. К юбилею «Экран и сцена» продолжает публикацию давней рукописи об Эдуарде Кочергине, начатую в №№ 4–6 за 2022 год. Есть определенная линия в исследовании литературы и театра, которую можно назвать литературоведческой философской лирикой. Таковы размышления Виктора Шкловского. Так Наум Берковский раздумывал, взвешивал, развивал…
Наследие
Состояние мира
by Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ •
Окончание публикации рукописи Ирины Уваровой о театральном художнике Эдуарде Кочергине. Начало см. – №№ 4-5, 2022 года. Война прошлась по детству поколения Кочергина. Те, кто оказался несколькими годами старше, успели повоевать. Художники круга, куда вошел Кочергин, навсегда запомнили состояние земли в час испытания. Угроза разрушения мира отложилась в сценографии этого поколения, стала одним из главных…
Наследие
Макеты мироздания
by Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ •
Продолжение неопубликованной рукописи Ирины Уваровой о театральном художнике Эдуарде Кочергине. Начало см. – № 4, 2022. Разрезали шнур, и толпа потекла в маленькие залы, где теснилась персональная выставка Эдуарда Кочергина. Там мы увидели великое множество коробок. В каждой помещался макет. В каждом макете заключалась своя модель мира. Это были бледные и светлые миры. Цвет присутствовал,…
Наследие
Сотворение среды
by Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ •
Среди бумаг Ирины Павловны Уваровой (1932–2021) осталась небольшая неопубликованная рукопись без названия. Поводом для ее появления стало открытие персональной выставки театрального художника Эдуарда Кочергина в Ленинграде 6 декабря 1976 года. По содержанию же рукопись намного масштабнее и значительнее, чем описание одного конкретного события. Это размышления о природе сценографии, о “сценографической революции” 1970-х (определение, которым позже…
Люди и куклы
Пугала – подобие человека
by Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ •
Статья “Пугала – подобие человека” предназначалась так же, как и два опубликованных в № 15’2021 “ЭС” текста Ирины Уваровой, для сборника материалов лаборатории режиссеров и художников театров кукол СТД РФ “Кукла” (2008). Однако к тому времени статья о пугалах уже была однажды напечатана в журнале “КукАрт” (№ 5, 1994) – любимом издательском проекте Ирины Уваровой.…
Лента памяти
О природе куклы
by Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ •
Ирина Павловна Уварова часто говорила, что если бы она писала историю своей жизни, начиная с раннего детства, то первая фраза в ней была бы такой: «В Ильин день во время грозы около полуночи в Шелапутинском переулке в роддоме имени Клары Цеткин родилась девочка…». Она произносила слова подчеркнуто серьезно, а затем делала долгую выразительную паузу: этим…
Наследие
Кривое зеркало культуры
by Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ •
Продолжаем публиковать фрагменты будущей книги И.П.Уваровой, посвященной феномену Балагана. Моя профессия – театровед. Театроведению положено изучать театр; но только год от года передо мной все более отчетливо вырисовывается контур темы “Балаган”. Сказать же, а тем более написать “балагановед” все-таки невозможно. Такое куда более подойдет словарю петрушек на ширме, но не сообщению, адресованному просвещенной аудитории. Тем…
Люди и куклы
Диккенс
by Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ •
Завершаем публикацию фрагмента из готовящейся книги И.П.Уваровой о Чарльзе Диккенсе и его героях. ПЕВЕРНУТЫЙ МИР Что бы ни говорили критиковавшие его, он любим. Диккенс любим до сих пор. Поскольку все еще есть на свете чувствительные души, остро нуждающиеся во врачевании. Сколько раз доводилось слышать от милых женщин – вот выйду на пенсию и буду читать…