Белый волшебник и его друзья

Кадр из фильма “Коля и старушки”НАГРАДЫ XXIII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИОННОГО КИНО В СУЗДАЛЕ

Гран-при – “СУЕТА СУЕТ”, режиссеры Алексей Туркус, Алексей Шелманов

Специальный приз “за великую охоту к анимации” – “ОХОТА”, режиссер Алексей Алексеев

Специальный приз “за безукоризненную выразительность” – “ДЖОН БОТТОМ – НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ”, режиссер Алексей Демин

 

Приз за лучший профессиональный короткометражный фильм – “ТЕОРИЯ ЗАКАТА”, режиссер Роман Соколов

Дипломы в категории “лучший профессиональный короткометражный фильм” – “БРУКЛИНСКИЙ БРИЗ”, режиссер Алексей Будовский; “СТАРУШКА-ЖИЗНЬ vs СТАРУШКА-СМЕРТЬ”, коллектив авторов; “ОСТАНОВКА”, режиссер Нина Бисярина

 

Приз за лучший фильм для детей – “БРЮКИ”, режиссер Сергей Меринов

Дипломы в категории “лучший фильм для детей” – “БИРЮК”, режиссер Полина Федорова; “ДОБРОЕ СЕРДЦЕ”, режиссер Евгения Жиркова

 

Приз за лучший студенческий фильм – “А КАК НАШИ КОСМОНАВТЫ”, режиссер Галина Голубева

Дипломы в категории “лучший студенческий фильм” – “ДАЧА, ПРИШЕЛЬЦЫ, ОГУРЦЫ”, режиссер Екатерина Михеева; “КРАСНОЕ ЧЕРНОЕ”, режиссер Екатерина Кудоярова

 

Приз за лучший дебютный фильм – “ПЕРВЫЙ ГРОМ”, режиссер Анастасия Мелихова

Дипломы в категории “лучший дебютный фильм” – “БЕЛОСНЕЖЬЕ”, режиссер Ирина Эльшанская; “ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК”, режиссер Мария Конева

 

Приз за лучший полнометражный фильм – “ЗНАЕШЬ, МАМА, ГДЕ Я БЫЛ?”, режиссер Лео Габриадзе

Диплом – “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА-3: ОГОНЬ И ЛЕД”, режиссер Алексей Цицилин

 

Приз за лучший сериал – “БУРЯ В ДОМЕ”, режиссер Наталья Березовая

Диплом – “КИЖИ”, режиссер Виктор Азеев

Приз за лучшую работу в прикладной анимации – “ДРЕВНЕЕ КИНО”, “ИСКУСНЫЙ ГЛАГОЛ”, “ОТРАЖЕНИЕ ГОР. ТИТРЫ”, режиссер Павел Погудин

Дипломы – “ЗАСТАВКА ДЛЯ PARAMOUNT COMEDY” Анны Шабановой; «ЗАСТАВКИ III НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ “ИКАР”» Юлии Сиротининой, Марии Лев, Ирины Лобашевой

 

Приз мэтров имени Александра Татарского – режиссеру Роману СОКОЛОВУ (“Теория заката”)

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – режиссеру Роману СОКОЛОВУ (“Теория заката”)

Приз имени Тонино Гуэрры за лучший сценарий – Резо ГАБРИАДЗЕ, автору сценария фильма “Знаешь, мама, где я был?”

Главный приз “Открытой премьеры” – “В ПОГОНЕ ЗА СЕНСАЦИЕЙ” (сериал “Джинглики”), режиссер Антон Верещагин

Приз “Фортуна” – “В ПОГОНЕ ЗА СЕНСАЦИЕЙ”

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ

1 место – “СУЕТА СУЕТ” (160 баллов)

2 место – “ТЕОРИЯ ЗАКАТА” (118 баллов)

3 место – “ЗНАЕШЬ, МАМА, ГДЕ Я БЫЛ?” (91 балл)

 

Вот уже семнадцать лет уникальный фестиваль в Суздале удивляет полными залами – на просмотрах, конференциях, питчинге, круглых столах, презентациях, обсуждениях с мастерами. Причем количество участников и гостей – взрослых и детей – с каждым годом увеличивается. До Суздаля аниматоры собирались в Тарусе. А “Суздальфест” скоро отметит двадцать пять лет!

Наблюдая творческий объем программ и успех фестиваля более десяти лет, утверждаю: атмосферу такой заинтересованности и редкого дружелюбия не часто встретишь в кинематографическом среде. Не умаляю достоинств всех наших встреч на фестивальной карте. И в который раз поражает очередная инсталляция в фойе суздальского Турцентра. В этом году называю ее “Белый человек”. Выполнена замечательными художниками Ниной Виноградовой и Мариной Курчевской вместе с их учениками Татьяной Чернилевской, Анастасией Махлиной и Константином Муравьевым. Дело в том, что термин “инсталляция” относится не только к художественному произведению, организованному из различных материалов. Но еще и ко времени установки программного обеспечения на компьютер пользователя. И персонаж “Белый человек”, у которого все фотографировались, как раз и сидит за компьютером. Творит волшебство и чудеса в компьютерной графике для всех возрастов. Один гость, лет восьми, так и сказал: “Сидит и мультики делает!”

Кстати о поколении. Участники фестиваля привозят своих детей, а те, что постарше – внуков. А внук автора знаменитого анимационного Винни Пуха, Федора Хитрука, названный в честь деда, привез и правнука Мастера – тоже Федора Хитрука!

На “просцениуме” перед залом, где испытывает муки творчества “Белый человек”, присаживались все. От мала до велика. И каждый фотографировался и фотографировал.

Церемонии открытия и закрытия в виде театрализованных представлений уже давно стали фирменным стилем фестиваля. Их режиссер, Сергей Серегин, тоже автор анимационных фильмов кинокомпании “Мастер-фильм”. Неизменный ведущий – драматург, сценарист, сатирик, актер и поэт Вадим Жук – блестяще вел диалог с Генеральным директором фестиваля Александром Герасимовым, приобщал зрителей к их “жонглированной” полемике: Жук, мастер импровизации – остроумно вступал, а Герасимов, словно председатель творческого собрания, отвечал. С оттенком неосознанного юмора. Мол, при исполнении. Хохот не прекращался.

А представитель оргкомитета, заместитель губернатора Владимирской области по социальной политике Михаил Колков, поражающий цех аниматоров знанием анимационного производства и творческого процесса, оказался достойным партнером авторов сценического действа. На этот раз Михаил Юрьевич знакомил нас с новыми маршрутами кулинарного туризма, входящего в программу “Золотого кольца”. При поварском костюме вице-губернатор представлял виртуозов – бармена, творца пиццы и других мастеров, которые, в свою очередь, угощали затем гостей.

Более трехсот фильмов посмотрела селекционная комиссия: режиссеры Дмитрий Геллер, Дмитрий Наумов, Екатерина Соколова, Софья Кравцова, Леонид Пожидаев. Всего по Владимирской области было проведено более тысячи сеансов. Свыше 120 тысяч зрителей приняли участие в народном голосовании.

В профессиональное жюри конкурса авторской анимации вошли режиссер Оксана Черкасова, режиссер, сценарист, художник Сергей Алибеков, режиссер анимационного кино Степан Бирюков, продюсер игрового и анимационного кино Арсен Готлиб, композитор, теле- и радиоведущая Марина Ланда. Прежде всего, здесь пойдет речь именно об авторских фильмах. О студенческих опытах, дебютах, фильмах мастеров.

Уже в первый день показа конкурсная программа из всех категорий (директор Наталья Лукиных) порадовала работами учеников вгиковских мастеров. “Красное черное” Екатерины Кудояровой (мастерская Натальи Дабижи). В технике компьютерной перекладки, в двухцветном графическом изображении мужчины и женщины Кудоярова (режиссер, сценарист и художник) передала вечный конфликт взаимоотношений, когда разрушительные силы характеров куда сильнее гармонии. А казалось, что мужчина и женщина созданы друг для друга. Изображение притягательно и ритмично. Студенческие опыты режиссеров, сценаристов, художников предполагают триединство, но не всегда это удается.

В рисованном фильме Дарьи Зиминой “Шкафчик” (мастерская Валентина Ольшванга) история сплетена нежно и трогательно. Маленькая девочка пришла в детский сад, и изменились привычные обстоятельства жизни малышки. Вот тут-то и надо приспособиться, и выбрать себе шкафчик. Есть ощущение, что первые воспоминания режиссера-автора связаны с экранным рассказом. Оттуда, из ее детских впечатлений, эта искренность. Стилизация “под детский рисунок” возвращает нас в детство. Свое, детей и внуков. Что называется – фильм для семейного просмотра.

Режиссер Лиана Макарян (мастерская Валентина Ольшванга) сделала кукольный фильм “Притча о слепых”. В этой притче, классическом контексте темы “Король и Шут”, тоже триединство в одном лице. Сценарий подчинен жанру. А чувство жанра в сегодняшнем кинопроцессе многого стоит. Замечу, пусть и один год, но Лиана училась в Литературном институте имени А.М.Горького по специальности “драматургия”. И тональность фильма, в историческом ракурсе, раскрывает соответствие стилю, а содержанием материала обращается к совести человека. И осознание Шутом Бубенчиком собственного кровавого предательства и есть главная заслуга автора. Король убит в объятьях верного слуги. Современный объемный взгляд. Прием рассказа Лианы Макарян восходит к драматургии XVII века. Реальная театральная история: старого актера в роли Короля убивает из зависти актер в роли Шута. Кукольная анимация в сочетании с компьютерной графикой. Хороша работа оператора Ксении Никитиной, звукорежиссера Константина Платонова. Все скреплено рукой мастера и педагога, автора костюмов к фильму Ниной Виноградовой. Пусть что-то не завершено, есть в работе определенные недостатки, однако главное в дипломной работе Лианы Макарян состоялось.Инсталляция “Белый человек”

Детям рекомендованы “Брюки” режиссера Сергея Меринова (альманах “Мультипелки” №1, продюсерская компания “Аэроплан”). Жюри отметило “Брюки” как лучший фильм для детей. Соглашусь с этим выбором. Удивительная легкость, мастерство, “зримая песня” предметной анимации – словно глоток задора и радости. Любимая мелодия воскресла из прошлого и нашла отличное визуальное решение. “Я очень не люблю коричневые брюки, Но ненависть свою сумею превозмочь я…” – строки из песни. Текст и музыка Георгия Васильева и Алексея Иващенко. Пример динамичного, веселого режиссерского азарта Сергея Меринова. Он педагог и член худсовета студии “Пилот”, автор заставок “Мы живем в России” проекта “Гора самоцветов”, фильмов “Зубы, хвост и уши”, “Егорий Храбрый” и многих других анимационных работ. Дети смотрят с удовольствием. И “Брюки”, безусловно, будут иметь успех!

Режиссер и художник Анна Юдина, в прошлом выпускница “Пилота”, на студии “Мастер-фильм” осуществила свой дебют. По собственному сценарию, верному лучшим традициям классической анимации. Уморительная история о дворовом мальчишке-хулигане Коле и его “врагинях”. Название говорящее – “Коля и старушки”.

Кто не знает старушек, вечно восседающих на скамейках у подъездов?! Как же они надоели Коле со своими претензиями, ну, жить не дают! Но… Прошло время. Мальчишка вырос и стал водителем автобуса. И теперь, вспоминая детские обиды, Коля намеренно оставляет на автобусной остановке своих старушек, медлящих с посадкой. И как это смешно! С какой удивительной скоростью трогается автобус в рисунках и работе аниматоров, чтобы осуществилось намерение водителя. При этом физиономия Коли очень выразительна.

В сюжете присутствует и девочка, которую тоже не оставляют в покое противные старушки. Однако девочка тоже выросла, стала участковым терапевтом. И старушки стали совсем другими. Притихли. А как же – доктор поможет! Остроумная история, обаяние образов детей и взрослых, отличная работа актеров в озвучивании персонажей, голос от автора Вадима Жука “подогревают” отклик зрителей!

Фильм Анны Юдиной “Коля и старушки” получил второе место в “мобильном голосовании” и четвертое – в профессиональном рейтинге.

Работа студии “Урал-синема” привлекла, как и в другие годы, внимание жюри и зрителей. В категории “конкурс дебютных фильмов” был “Первый гром” режиссера Анастасии Мелиховой по сценарию Екатерины Кожушаной (приз за лучший дебют). Выпускница Уральской государственной архитектурно-художественной академии, Анастасия Мелихова работала художником-аниматором и на фильме “Купава” с известным мастером, режиссером Оксаной Черкасовой (2014). А на “Первом громе” одним из аниматоров была Анна Буданова (“Среди черных волн”, призер многих международных фестивалей). Лиризм, музыкальная фантазия, акварельная гамма, интересное решение обещают негромкой, мягкой картине будущие удачи. Профессионалы тоже оценили “Первый гром”, в рейтинге он вышел на шестое место.

В “Хоботенке”, дебютной картине Екатерины Филипповой, выпускницы Школы-студии “Шар” и курсов при киностудии “Союзмультфильм” – обаяние изображения. Родился слоненок с очень длинным хоботом, непохожий на других. Его друзья-слоники очень удивились такому факту и расстроили хоботенка: какой-то ты странный! Сокрушается малыш, гуляет в одиночестве… Но, вдруг, случилась беда! Пожар! А его длинный-длинный хобот как нельзя кстати оказался, помог “братьям меньшим”. И все заметили Хоботенка и полюбили. Искренний, ласковый фильм, его тональность покоряет. Мне кажется, что первое, актерское, образование Екатерины Филипповой очень помогло ей услышать такой мотив и почувствовать атмосферу. А название придумал Вадим Жук.

Специальным призом жюри “за безукоризненную выразительность” мастер авторской анимации Алексей Демин награжден за фильм “Джон Боттом – неизвестный солдат” (студия “Анимос”). Режиссер, сценарист, художник опять решил экранизировать литературное произведение. На этот раз стихотворение Владислава Ходасевича 1926 года “Джон Боттом”. Рисованная анимация в фильмах Демина практически всегда выигрывает в творческих соревнованиях, надеюсь, и у этого – славное будущее.

Английского солдата, погибшего на Первой мировой, хоронят как героя в лондонском аббатстве. Но страдания его продолжаются и после смерти. До войны он был портным. На поле сражения лишился руки, а при захоронении ее заменили рукой плотника. Джон жаждал встречи с женой. О чем и просит апостола Павла, мол, надо повидаться с женой Мэри. “Так приоткрой свои врата, /Дай мне хоть как-нибудь /Явиться призраком жене/ И только ей шепнуть”. О любви. И о войне. Современная оказалась история.

Три награды у фильма Романа Соколова “Теория заката” (Студия компьютерной анимации “Петербург“): за лучший короткометражный фильм, приз мэтров имени Александра Татарского, приз Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ. Магия “Теории…” погружает нас в философскую притчу о маленьком человеке, который заботится о наступлении нового дня. Удивительно сбалансированный, тщательно выверенный экранный мир.

Дело в том, что Роман Соколов защитил диссертацию в аспирантуре Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена на тему “Плакат в системе подготовки художника-педагога”. Здесь и таится переплетение приемов в психологическом методе, визуальном подходе и восприятии мира. Именно поэтому и завораживает нас история о собственном опыте автора, наблюдающего жизнь. А как разнообразен этот режиссер! В фильмографии Романа Соколова есть игровая картина “Изображая жертву” (режиссер Кирилл Серебренников, 2006), в которой он выполнял анимацию и титры; работал на нескольких сериях проекта “Смешарики”. И еще… Соколов не смог быть на фестивале, поскольку “где-то далеко находился в новой зоне внутреннего постижения самого себя”. Так сказал его представитель, обещавший передать Роману призы. Творческий процесс режиссера не прекращается.

Гран-при фестиваля удостоен мастер юмористических анимационных рассказов и повестей Алексей Туркус. “Буревестник”, “Мальчик-Чапайчик”, “Зашкаф” – его незабываемые фильмы. Яркий изобразительный ряд, в каждом фильме новый изысканный (не побоюсь этого слова) язык. И не только литературный. Вихрь отточенного режиссерского мышления. И “долгостроечная” работа “Суета сует” (сценарий Олега Егорова) так же хороша.

Фильм был задуман давно, в 1993 году, вместе с Алексеем Шелмановым (его не стало в 2011-м). Вместе они работали и над другими проектами. Туркус посвятил “Суету сует” другу. Это черно-белая история любви, рассказанная мальчишкой за кадром, с интонацией языка идиш, с национальным колоритом полна чудес. В ней еврейская народная музыка, фрагменты произведений Ж.Массне, Ю.Фучика, Г.Хоманна. Например, одна из фраз иллюстрирована соответственно: “Шпильман ругал Ривку, что ее свадьба станет через его труп! А дома Шпильман ругал Ривку, что ее мать умерла бы второй раз от такого позора!” В кадре Ривка действительно перешагивает через бедного отца. А на плечах у Ривки – ее жених с бокалом. Только этот “труп” Шпильмана очень маленький. И лежит именно так – поперек дороги. Дивная ирония и очарование фильма обволакивают.

Проблемы с финансированием, долготерпение – и все-таки творцы и продюсер Вадим Пегасов победили.

По регламенту “Суздальфеста” Алексей Туркус, получивший главный приз, становится президентом следующего Открытого российского фестиваля анимационного кино.

Сюрпризом для участников фестиваля стал мастер-класс прославленного гостя, “оскароносца” Микаэля Дюдока де Вита (Великобритания/Голландия). Он покорил мир своими короткометражными шедеврами “Монах и рыбка” (номинация на “Оскар”-1995) и “Отец и дочь” (“Оскар”-2001). Вот его слова: “Когда вы обучаетесь в том или ином учебном заведении, есть возможность познакомиться с уникальными людьми, совершенствовать себя и позже сделать выбор. Либо создавать авторское кино, но не у всех это получается, либо создавать художественные фильмы или сериалы. Есть еще реклама. Иногда этот выбор не зависит от нашей миссии, жизненных целей и задач. Но им движет необходимость. Всегда нужно вернуться к миссии. Я так считаю”.

Думаю, именно так организован “Суздальфест”. Здесь есть не только соревнование – здесь сплетаются источники вдохновения.

Суздаль – Москва

Татьяна МУШТАКОВА
Кадр из фильма «Коля и старушки»
Инсталляция «Белый человек»
«Экран и сцена»
№ 7 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email