Да здравствуют зрители!

В Санкт-Петербурге состоялся XXV фестиваль “Виват кино России!”

В Большом концертном зале “Октябрьский”, где в который раз открывался фестиваль, раздавались крики “Браво!”. Зрители приветствовали кинематографистов настойчиво и энергично! На юбилей собрались мастера разных художественных направлений. В жюри вошли режиссер Вадим Абдрашитов (председатель), оператор Юрий Клименко, актер и режиссер Александр Стриженов, актриса Анна Большова, продюсер Ада Ставиская. Четверть века держит высокую планку этот уникальный зрительский кинофорум. Именно – зрительский, ведь фестивали для кинематографистов совершенно иные. Они внутри цеха решают, в какой степени состоятелен результат самого кинопроцесса.

За истекший период “погода” в кинематографической жизни случалась разная. Но не было года, чтобы команда под руководством опытнейшего прокатчика, генерального директора фестиваля Людмилы Томской не порадовала своих зрителей. И кинематографисты всегда приезжали в город на Неве встречаться с теми, ради кого работают. За двадцать пять лет – две тысячи шестьсот двадцать шесть сеансов, почти полтора миллиона зрителей, и на каждом сеансе, в среднем, пятьсот с лишним человек. А начинался фестиваль с кинотеатров, где были залы “тысячники”. Согласно регламенту – показы бесплатные.

Правда, в этот раз произошла неувязка, о чем организаторы “Вивата…” рассказали на пресс-конференции. Дело в том, что, как и в прошлые годы, готовился «Мультмарафон “Наше – лучшее”» из коллекции фильмофонда Санкт-Петербурга. Однако руководство киностудии “Союзмультфильм” отказало фестивалю в поддержке и запросило весьма солидную сумму за право показа мультфильмов для детей. По меньшей мере, странно – не разобравшись в концепции зрительского кинофорума, выдвигать подобные требования. Ни один правообладатель не отказывал в показе своей картины на экранах “Вивата…”! К счастью, вопрос был решен положительно. Участники даже собрались написать петицию в соответствующие инстанции (инициатором выступила режиссер Светлана Дружинина), но дирекция “Союзмультфильма”, к ее чести, принесла извинения.

Напомним еще раз: организация СПб ГБУК “Петербург-кино” (директор Людмила Томская) одна из первых возобновила традицию встреч кинематографистов со зрителями, утраченную в конце восьмидесятых. (Последний Всесоюзный кинофестиваль прошел в Тбилиси, в 1987 году.) В 1993-м петербуржцы постарались связать такие встречи с показами фильмов. Поддерживали творчество кинематографистов фестивальным экраном. Ведь помещения большинства кинотеатров тогда превратились в автомобильные рынки, а те кинотеатры, что чудом сохранились, пустовали.

Усилиями Людмилы Ивановны Томской фестиваль вырос и стал неотъемлемой частью культурной жизни города. Президент “Вивата…” актриса Лидия Шукшина поддерживала его зрительскую концепцию в администрации Петербурга. Нынешний президент актриса Светлана Крючкова продолжает помогать кинофоруму. Полный зал он собрал не только в кинотеатре отеля “Москва”, где многие годы размещается фестивальный центр; публика пришла в кинотеатры “Заневский”, “Дружба”, “Родина”, “Восход”, “Аврора” (Петергоф – не забыта и Ленинградская область), “Фильмофонд”.

В конкурсную программу включили “Даму Пик” Павла Лунгина, “Время первых” Дмитрия Киселева, “О любви” Владимира Бортко, “Не ждали” Виктора Мережко, “После тебя” Анны Матисон, “Сдается дом со всеми неудобствами” Веры Сторожевой, “Коллектор” Алексея Красовского, “Монах и бес” Николая Досталя, “Землетрясение” Сарика Андреасяна. Фильм закрытия – “Любовь и Сакс” Аллы Суриковой. Специальные программы: “Четверть века – это много или мало?” (избранные фильмы-лауреаты фестиваля за прошедшие годы); памяти друга – “Алексей Петренко. Гений перевоплощения”; “Покой мне только снится!” – к 85-летию актера Георгия Штиля; “Кинохиты 2016 – 2017”; “Нам в этом мире жить” – программа, посвященная Году экологии в России; “Мы наш, мы новый мир построим?” – к событиям 1917 года; “Парадоксов друг“ – к 80-летию Андрея Кончаловского; “Простота без пестроты” – к 85-летию Андрея Тарковского; “Поздний Рязанов” – к 90-летию режиссера. Размах внушительный.

Людмила Томская отметила, что кинотеатры государственной кинопрокатной сети отдают предпочтение отечественным фильмам и собирают полные залы. А Вадим Абдрашитов признался, что уже двадцать пять лет кинематографисты “купаются в заведомом дружелюбии и заботе фестиваля, чувствуют неподдельную радость от встречи с нами всей команды Людмилы Томской. А это так приятно. Мы понимаем, что значит создать фестиваль в труднейших условиях отечественного проката. Огромное спасибо всем службам”.

Вечер памяти Алексея Петренко в кинотеатре “Родина” вел его давний близкий друг, актер АБДТ имени Г.А. Товстоногова Валерий Ивченко. Он рассказал о мощном таланте легендарного актера, об их дружбе, о работе Петренко в театре имени Ленсовета. И рассказ этот был наполнен доверительной интонацией, тихой памятью. О партнерстве с мастером вспоминали Валентина Талызина, Валерий Баринов, Сергей Баталов, Юрий Кузнецов. Эпизоды из фильмов с участием Алексея Петренко органично вошли в ткань воспоминаний.

Внимание к юбилеям фильмов и награды “Немеркнущая зрительская любовь” их создателям – особая примета фестиваля, и на открытии двадцать пятого напомнили о призерах за все двадцать пять лет. Открытие вели член жюри, актер и режиссер Александр Стриженов и актриса Дарья Мороз. На закрытии партнешней Стриженова была актриса, певица, телеведущая Ирина Медведева. Первым гран-призером фестиваля «Виват кино России!» в 1993 году стал режиссер Дмитрий Астрахан с фильмом “Ты у меня одна”. На нынешнем “Вивате…” его отметили и за многолетнее творчество, и в связи с 60-летием призом “Немеркнущая зрительская любовь”. Вместе с режиссером на сцену поднялись исполнители ролей в том не столь давнем фильме – Валерий Никитенко (Санкт-Петербургский театр Комедии) и Светлана Рябова.

Валерий Баринов вручил такой же приз картине “Холодное лето пятьдесят третьего…” – в этом году ей тридцать лет. Картину горячо, с волнением принимали зрители не только в нашей стране, но и в Европе, в США – на показе в Конгрессе. За призом вышли режиссер Александр Прошкин, актеры Нина Усатова, Зоя Буряк, Юрий Кузнецов, Александр Завьялов. А Нина Усатова подарила всем песню, которую исполнила с проникновенностью, присущей только ей. Актер Иван Краско поздравил своего коллегу Георгия Александровича Штиля с 85-летием и призом “Немеркнущая зрительская любовь”. Наградой этой удостоены и другие юбиляры – Светлана Немоляева, Сергей Баталов, Аристарх Ливанов, Алла Сурикова (ее комедии “Хочу в тюрьму!” в этом году 20 лет). Почетный приз “Живая легенда российского кино” Сергею Шакурову вручили председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга режиссер Сергей Снежкин и генеральный директор фестиваля “Виват кино России!” Людмила Томская. Церемония была яркой, живой, праздничной.

Победили фильмы и актеры, которых оценило профессиональное жюри и выбрали зрители. Зрительские симпатии отданы картине Виктора Мережко “Не ждали”. Режиссер заметил: “Жюри мне друг, но зрители дороже. Олег Басилашвили, сыгравший в моем фильме главную роль, потрясающий, выдающийся актер”. Народный рейтинг, проведенный изданием “Панорама TV”, определил лучший сериал – “Черная кошка”. Режиссер сериала Антон Сиверс, получая приз и за себя, и за Игоря Петренко (победителя в номинации “Лучший актер сериала”), говорил о редких актерских способностях главного исполнителя, о его работе. Сергей Никоненко, поздравляя Эмилию Спивак с призом народного рейтинга “Лучшая актриса сериала” (“Отель последней надежды” Петра Амелина), подарил ей пушкинские строки “Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей…” и добавил от себя: “Эмилия, ваш талант прямо пропорционален вашей красоте!”

Режиссер Алексей Красовский (напомню – премия “Ника” “Открытие года”, Национальная премия кинокритики и кинопрессы “Белый слон” за дебют) удостоен приза Прессы и диплома жюри “За дерзость замысла и его воплощение”. Алексей произнес слова благодарности и внес предложение – приглашать на этот праздник кино художников и операторов фильмов, и был горячо поддержан аплодисментами. За “Лучшую операторскую работу” отмечен Юрий Коробейников, снявший “Землетрясение”. Член жюри, замечательный оператор Юрий Клименко прокомментировал данное решение: “Мы посмотрели на фестивале большое количество операторских работ высочайшего качества. И сочли, что лучшая – эта!”. А на финальной церемонии самому Юрию Клименко вручили награду “За творческий вклад в российский кинематограф”. А вклад его поистине бесценен. И не только в российский кинематограф, но и в мировой.

Приз “Лучшему режиссеру” – Николаю Досталю (“Монах и бес”). Вадим Абдрашитов, передавая ему награду, добавил: “Делаю это с большим удовольствием. Это приз Мастеру, уверенному и твердому в понимании и знании своей профессии. Жду от него новых свершений”. Приз за “Лучшую женскую роль” – Ксении Раппопорт (“Дама Пик”); Александр Стриженов подчеркнул разноплановость актрисы при создании роли такого масштаба. Приз за “Лучшую мужскую роль” – Сергею Безрукову. А Гран-при – фильму Дмитрия Киселева “Время первых”.

Двадцать пять лет работы со зрителем. Безусловно, огромная работа. Как же развивался этот путь? Как удалось привлечь петербуржцев к российскому кинематографу? Рассказывает “капитан корабля”, генеральный директор фестиваля “Виват кино России!” Людмила Ивановна ТОМСКАЯ:

– Уже четверть века город каждый год ждет наш фестиваль. Что ни говорите, а в Петербурге он стал значительным событием для зрителей. Ни в коем случае не умаляю достоинств других масштабных мероприятий, но отечественное кино подробно представляем мы – и новые картины, и ретроспективы, и специальные программы. Когда начинали работать, исчезли сорок шесть кинотеатров, наших фильмов не было на экранах. Пошел поток американского кино. И в первый год, в 1993-м, мне просто “насыпали” сорок картин, поскольку их нигде не показывали. Очень легко справились, было из чего выбрать. Позже за отечественное кино началась битва фестивалей между собой. Появились шесть картин – и мы с Марком Рудинштейном за них и бились. Была битва не на жизнь, а насмерть! Чистая правда!

Когда начались такие сложности и новые отечественные фильмы не попадали на экран, мы вспомнили о своем фильмофонде. Придумали ретроспективы, не обращаясь к странам СНГ. И получилось! Тогда, вслед за нами, и другие фестивали стали делать ретроспективы. Так что мы были первыми. Актеры, режиссеры с удовольствием приезжали к нам на свои ретроспективы. Ведь кинематографисты были в те годы забыты. И зрители с удовольствием приходили в залы. У нас оказалось больше возможностей, поскольку владели своим фондом, а это огромное преимущество в сравнении с другими фестивалями.

Поначалу наша организация так и называлась – “Петербург-кино”, но у нас не было своих кинотеатров. А сейчас семь кинотеатров – прибавилась “Родина”. Так что есть киносеть не только в отдаленных районах, есть кинотеатр и в центре, где можно проводить мероприятия. Кругозор наш расширяется! Трансформируемся ежегодно! Вы свидетель того, как увеличивается с каждым годом количество участников и гостей. В 1996-м мы сделали “красную дорожку”, затем отказались, чтобы не было штампа. В 2016-м, в Год кино, “красную дорожку” решили возобновить и показали весь цвет нашего кино. И если раньше петербургские актеры шли к нам с небольшой охотой, то сейчас, на XXV фестивале, по “красной дорожке” вместе с москвичами прошли более ста актеров и режиссеров театра и кино Петербурга! На радость зрителям!

 

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»

№ 11 за 2017 год.
Print Friendly, PDF & Email