За ушедшими эпохами

Карло Найя. Венеция 150 лет назад

Фотобиеннале-2016. Мультимедиа Арт Музей на Остоженке.

Выставка Стива Фитча “Маяки американского Запада”. Выставка “Grand Tour. Русская версия. Венеция”

…“Однако через некоторое время над безжизненной серой землей с непрестанно витающими над ней облачками пыли вашему взору предстают глаза доктора Т.Дж.Эклберга. Они голубые и гигантские – с радужной оболочкой в метр диаметром. Они смотрят на вас не с лица, а из-за пары огромных желтых очков, сидящих на несуществующей переносице. Очевидно, какой-то окулист, любитель пошутить, желая расширить свою практику до Куинса, решил поставить здесь рекламный плакат, а потом или сам погрузился в вечную слепоту, или просто забыл о нем и уехал. Но глаза, выцветшие под солнцем и дождем, продолжают взирать на мрачную свалку”.

В романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда “Великий Гэтсби” и одноименном фильме Джека Клэйтона 1974 года эти “рекламные” глаза возникнут не раз, а подсвеченные в ночи, будут бесстрастно взирать на случившуюся на дороге трагедию, которая станет началом конца американской мечты Джея Гэтсби.

Фотограф Стив Фитч выбрал несколько иной американский маршрут, он пропутешествовал по западной части, но придорожный пейзаж во многом схож. Рекламные щиты, заправочные станции, кафе, грузовики дальнобойщиков, неоновые вывески мотелей, еще один мотель, еще один, еще один…

На снимках Стива Фитча яркие, светящиеся вывески и впрямь как маяки, ориентиры для блуждающих в ночи на почти безлюдных шоссе путников. Даже если и никогда не заносило нас в эти места, они кажутся до боли знакомыми – по американским road movie. Самому автору идею этой road-фотосерии навеяли детские воспоминания от поездок на семейном “Бьюике” и называет он ее “дорожным разговором”. Фотозарисовки американской глубинки сделаны в 1980-1990-х годах. Они своего рода знаки ушедшей эпохи.

“Проехал Миссисипи, поехал по Монтане. Возвращаться домой мне не по пути…” Вспоминается роман Джека Керуака “В дороге” и снятый по его мотивам фильм – “На дороге” Уолтера Саллеса, где Керуак был одним из авторов сценария.

Еще одна ушедшая эпоха – на снимках из коллекции Павла и Анастасии Хорошиловых. Вслед за Римом и Неаполем – Венеция из цикла “Grand Tour. Русская версия”. В девятнадцатом веке для русских путешественников организовывали специальные ознакомительно-образовательные поездки в Европу. В том числе и в Венецию. Про нее, пожалуй, не стоит рассказывать, потому что про нее столько написано, снято, говорено-переговорено. Ее надо увидеть и ощутить хотя бы раз, хотя бы день, хотя бы несколько часов. С воды, с мостов, в витиеватости улочек. И словно звучит ахматовское: “Как на древнем выцветшем холсте, / Стынет небо тускло-голубое… / Но не тесно в этой тесноте / И не душно в сырости и зное”.

Один из первых фотографов-любителей, сделавших снимки достопримечательностей Венеции, – художник Доменико Бресолин. Это было в 1850-х годах. Создателями видовой венецианской фотографии считаются швейцарец Карло Понти и итальянец Карло Найя (он, кстати сказать, снимал реставрацию фресок Джотто в капелле Скровеньи в Падуе), они открыли свою студию, снимали архитектуру города, интерьеры палаццо и базилик. На площади Сан Марко в 1870-е разместилось уже более двадцати магазинчиков, где обосновались фотомастера. “Отрасль” развивалась и расширялась. Снимки раскупались туристами – каждый непременно хотел увезти с собой не только воспоминания, но и изобразительное подтверждение своего пребывания в этом волшебном городе.

В музейной экспозиции представлены фотографии девятнадцатого века, авторы которых Карло Найя, Карло Понти, Луиджи Саччи, Маурицио Лотце, Доменико Бресолин. Дивные давние фотографии.

Алена ДМИТРИЕВА
Карло Найя. Венеция 150 лет назад
«Экран и сцена»
№ 11 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email